Образовательная политика правительства в первой половине XIX в. и создание историко-филологических факультетов в российских университетах

Современная педагогика » Становление исторического образования в университетах России во второй половине XVIII - первой половине XIX в » Образовательная политика правительства в первой половине XIX в. и создание историко-филологических факультетов в российских университетах

Страница 10

На протяжении 1830 - 40-х гг. происходит постепенное обособление отделений философского факультета. Завершением данного процесса явилась реорганизация самого факультета, проходившая на фоне укрепления консервативных начал в образовательной политике царизма с середины XIX в. и кампании притеснения философского образования.

К этому времени обострилась внутриполитическая ситуация в стране. С одной стороны, царизм, напуганный сначала выступлением декабристов, а затем революционными потрясениями в Европе 1830 и 1848 гг., принимает меры против опасных веяний с Запада, а так же распространявшихся в русском обществе материалистических и демократических идей. В годы правления Николая I (1825-1855) «формально укрепился узкоутилитарный и дворянско-классовый характер политики правительства в области образования». Политика правительства в этот период была направлена на борьбу с либеральными и революционными идеями среди студентов и профессуры, воспитание у студентов монархических настроений .

Одним из инициаторов правительственного курса « .по ограждению юношества, получающего образование в высших учебных заведениях, от обольстительных мудрствований новейших философских систем .» явился министр народного просвещения С.С. Уваров. Будучи высокопоставленным административным работником, он явился и непосредственным творцом официальной образовательной и идеологической программы, консервативной в своей сущности.

С.С. Уваров выдвинул концепцию, в которой утверждалось, что народное образование должно осуществляться в соединенном духе Православия, Самодержавия и Народности. Предлагалось создание системы образования, основанной на охранительных принципах, способной уберечь молодое поколение от влияния европейских революционных идей. Именно обращение к истокам, национальным особенностям является спасением для России, так как она « .невзирая на повсеместное распространение разрушительных начал, сохраняла теплую веру к некоторым религиозным, моральным и политическим понятиям, ей исключительно принадлежащим» . Эти понятия составляют основу будущей идеологии, сформулировать которую, по мнению Уварова, должно министерство народного просвещения.

Министр осознавал, что создание и внедрение подобной идеологии в систему образования - задача трудновыполнимая. Поэтому перед министерством были поставлены основные задачи, выполнение которых должно привести к достижению главной цели. Во-первых, предусматривалось создание такой системы образования, которая, опираясь на национальные корни, одновременно находились бы в органической связи с европейскими системами образования. Кроме того, Уваровым предлагалось разработать систему мер, направленных на ограничение европейского влияния и создание действенной системы надзора за общественным мнением.

В широких общественных кругах программа преобразований С.С. Уварова была расценена как глубоко реакционная. Негативная оценка результатов деятельности С.С. Уварова на посту министра народного просвещения характерна для дореволюционных авторов либерально-демократического толка. Советская историография рассматривала С.С. Уварова прежде всего, как реакционера и создателя «теории официальной народности», которая отражала политические идеалы царизма. В связи с эти имя человека, долгое время возглавлявшего систему народного образования в России, было отодвинуто в историографическую тень.

Своеобразие общей установки Уварова заключалось в стремлении соединить усвоение Россией европейской системы образования с сохранением собственной социально-политической системы. В процессе реформирования страны, направленного на ее дальнейшую европеизацию, необходимо учитывать, по мнению Уварова, самобытность российского уклада. Главными составляющими последнего выступают фундаментальные устои русской истории Православие, Самодержавие и Народность. Вместе с тем Уваров понимал историческую целесообразность приобщения русского общества к современному европейскому образованию, эталоном которого было именно образование классическое.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12


Тонкости педагогики:

Состояние формирования навыков чтения и интереса к детским книгам у детей младшего возраста
Одна из важнейших задач исходной школы - образование у детей навыка чтения, являющегося фундаментом каждого дальнейшего образования. Сформированный навык чтения включает в себя как минимум два важнейших компонента: а) технику чтения (положительное и стремительное восприятие и озвучивание слов, осно ...

Диагностика воспитания детей в опекунских семьях с религиозно-сектантскими установками
1. Опросник "Отношение приемных родителей к субъектам педагогической деятельности" (Е. Клепцова). На вопросы родители-опекуны отвечали вместе. Результаты опросника мы оформили в таблице 1. Таблица 1 Семья опекунов Средний балл 1. Семья Соболевых 13 2. Семья Корзун 10 3. Семья Золотаревых ...

Использование нетрадиционных технологий обучения в современной школе
Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология — на науке. С искусства все начинается, технологией — заканчивается, чтобы затем все началось сначала. В. Беспалько Любая технология, будь она производственной, сельскохозяйственной или педаг ...

Разделы сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru