Образовательная политика правительства в первой половине XIX в. и создание историко-филологических факультетов в российских университетах

Современная педагогика » Становление исторического образования в университетах России во второй половине XVIII - первой половине XIX в » Образовательная политика правительства в первой половине XIX в. и создание историко-филологических факультетов в российских университетах

Страница 8

Так, в самом названии университетского курса Н.Г. Устрялова «Русская история» и его содержании — история «русской народности», позиция ученого обозначена предельно четко. Соответствие данных кандидатур взглядам министра просвещения С.С. Уварова, создателя теории официальной народности, изначально обрекло этих ученых на отрицательное отношение со стороны западнически настроенной молодежи. Негативная оценка взглядов и деятельности профессоров М.П. Погодина, Н.Г. Устрялова позже перешла к либеральным историкам университетского образования, а затем и в марксистскую историографию. Господство подобной точки зрения мешало по достоинству оценить вклад в развитие исторической науки и образования этих ученых и педагогов. Именно они подготовили почву для деятельности выдающихся историков, таких как СМ. Соловьев, К.Д. Кавелин и др.

Устав 1835 г. предъявлял высокие требования к профессорско-преподавательскому составу российских университетов. Так, на должность ординарного или экстраординарного профессора мог претендовать только доктор наук по профилю соответствующего факультета. Чтобы стать адъюнктом кафедры, претендент должен был обладать ученой степенью магистра по профильной отрасли знаний. Профессор мог заведовать в университете только одной кафедрой, по разрешению министра народного просвещения ему разрешалось совмещать работу на второй. Основной обязанностью профессора было чтение лекций студентам в объеме не менее восьми часов в неделю.

Если ученый желал участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности профессора, он обязан был прочитать три пробные лекции в присутствии ректора университета и декана соответствующего факультета. После успешного прохождения конкурса кандидаты утверждались в звании профессора или адъюнкта министром народного просвещения. Кроме того, министр имел право своим решением назначать известных ученых и специалистов на вакантные должности без проведения конкурса.

Таким образом, устав 1835 г. предусматривал следующие способы замещения вакантных кафедр в университетах. Во-первых, избрание кандидатов советом (п. 27-30), во-вторых — выбор кандидатов на конкурсной основе (п.78), назначение со стороны министерства (п. 80). Кроме того, к профессорскому званию готовил и Дерптский университет, но с 1848 г., в русле правительственной политики изоляции России от революционной Европы командирование молодых специалистов за границу было прекращено.

Под влиянием европейской науки, идей гегелевской философии обозначились коренные изменения в преподавании истории в российских университетах с 30-х гг. XIX в. Во главе новообразованных исторических кафедр стали молодые талантливые ученые, яркие личности. С их деятельностью многие исследователи традиционно связывают начало формирования научных школ в области университетской исторической науки, оказавших значительное влияние на ее развитие в стране. Так на кафедры всеобщей истории получили назначение М.С. Куторга в Петербургском университете, М.М. Лунин - в Харьковском.

Задачей университетов в начале XIX в. явилась не только подготовка специалистов для государственной службы, но и формирование контингента собственных абитуриентов. В Казанском и Харьковском университетах в первые годы их существования число студентов было недостаточным, что объяснялось отсутствием в пределах данных учебных округов учебных заведений среднего звена - гимназий, которые стали открываться только после учреждения университетов. Кроме того, многие молодые люди, поступавшие в университет, не были готовы к обучению. По воспоминаниям Д.Н. Свербеева « .само преподавание профессоров, как оно не было поверхностно, не могло идти впрок ни одному из моих сверстников студентов .».

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12


Тонкости педагогики:

Формирование коммуникативных качеств личности
Задачей педагога, формирующего коммуникативную культуру, является установление дружеских связей у детей, развитие у них интереса ко всему происходящему, создание атмосферы доброжелательности, взаимного уважения и доверия, уступчивости и вместе с тем инициативности. Для достижения этого, на наш взгл ...

Система педагогических наук
Развиваясь, всякая наука обогащает свою теорию, наполняется новым содержанием и осуществляет дифференциацию своих исследований. Этот процесс коснулся и педагогики. В настоящее время понятием «педагогика» обозначается целая система педагогических наук. Педагогика как наука подразделяется на ряд само ...

Культурные формы системного мышления. Проблема идеальных системных связей
Практика проектирования сложных систем и управления ими в современном мире из «элитарной» становится массовой [29]; возникает вопрос о «сворачивании» сложных форм системного мышления в знаково-символические системы. На наш взгляд, адекватной формой такой знаково-символической системы является «Новы ...

Разделы сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru