Образовательная политика правительства в первой половине XIX в. и создание историко-филологических факультетов в российских университетах

Современная педагогика » Становление исторического образования в университетах России во второй половине XVIII - первой половине XIX в » Образовательная политика правительства в первой половине XIX в. и создание историко-филологических факультетов в российских университетах

Страница 2

Законодательное регулирование высшего университетского образования в России на протяжении XIX века вплоть до 1917 г. осуществлялось общеуниверситетскими уставами 1804 г., 1835 г., 1863 г. и 1884 г., определявшими структуру и порядок функционирования университетского образования в стране, в том числе и исторического. Отдельный устав имел Дерптский университет, основанный в 1802 г. Виленский и Дерптский университеты, являясь по статусу Императорскими, сохраняли особое устройство, законодательно закрепляемое специальными уставами. Не подлежал действию общеуниверситетских уставов и Варшавский университет. Причины особого законодательного регулирования указанных учебных заведений видятся в этнической, национальной и религиозной специфике регионов, в которых эти университеты располагались.

Концептуальным документом, определившим основания университетского образования в начале XIX столетия, стали Утвердительные грамоты Московского, Харьковского и Казанского университетов. В них оговаривались особые права и преимущества этих учебных заведений, цели университетского образования. Устанавливалась структура управления, права на выдачу документов об образовании и возведения в ученые степени, определялся порядок чинопроизводства и материального обеспечения профессорского состава.

Одновременно с Утвердительными грамотами были подготовлены уставы этих университетов. «Устав университетов Российской империи» и «Устав учебных заведений, подведомственных университетам» были опубликованы 5 ноября 1804 г. Эти официальные документы явились заключительным этапом работы активных деятелей русского просвещения и государственной администрации по определению основных принципов государственной системы народного просвещения, рассчитанной, в том числе, и на непривилегированные слои населения. В них содержались прогрессивные идеи, присущие русским просветителям.

Устав 1804 г. определил основные принципы деятельности российских университетов начала XIX в.: автономия и академические свободы. При этом функции университета включали в себя образование, исследование и воспитание. На практике же задачи университетского преподавания оказались гораздо шире. Устав 1804 г., подвергаясь различным изменениям, просуществовал более 30 лет. В общих чертах он нашел отражение в Уставе российских университетов 1863 г., составители которого обратились к идеям просветительства времен Александра I.

Став первым комплексным законодательным актом в сфере высшего образования, университетский устав 1804 г. определил содержание, организацию и методы обучения, обязанности руководителей и преподавателей. При этом Устав исходил из директивных установок «Предварительных правил».

Деление российских университетов на факультеты соответствовало уровню развития науки того времени, и тому, «что было принято в этом отношении в немецких университетах» . Предусматривалось четыре факультета: отделение нравственных и политических наук, отделение физических и математических наук, отделение врачебных или медицинских наук, отделение словесных наук. Образцом для распределения и количества кафедр также служили немецкие университеты.

Факультеты университетов ведали следующими делами: распределение лекций, производство экзаменов для получения ученых степеней, назначение тем конкурсных сочинений, обсуждение вопросов, выносимых на факультетские собрания, составление сметы средств на нужды факультета . Все постановления факультета выносились на утверждение университетского совета. Таким образом деятельность факультета касалась, главным образом, факультетского преподавания и научной сферы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Тонкости педагогики:

Сущность образования как социального института. Источники и факторы его развития
Обычно современные нам педагоги разделяют образование на две отрасли или части: обучение (подготовка к жизни в обществе людей) и воспитание (введение в эту жизнь) (1). Некоторые педагоги понимают обучение как «закачку знаний» в ребенка, а воспитание - как управляемую практику их использования. Друг ...

Развитие у детей старшего дошкольного возраста приемов измерения длины, массы, вместимости сосудов
Измерение общепринятыми мерами длины, массы, вместимости сосудов является частью математических знаний. Счет предметов и простейшие измерения – это два вида деятельности, которые тесно связаны с элементарными потребностями человека. Ф. Энгельс указывает: «Как и все другие науки, математика возникла ...

Природные источники радона. Радон и методы оценки радоновой опасности
Ионизирующие излучения – потоки фотонов, а также заряженных или нейтральных частиц, взаимодействие которых с веществом среды приводит к его ионизации. Ионизация играет важную роль в развитии радиационно-индуцированных эффектов, особенно в живой ткани. Средний расход энергии на образование одной пар ...

Разделы сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru