Методы научного прогнозирования, применяемые в педагогике

Современная педагогика » Образовательно-педагогическая прогностика » Методы научного прогнозирования, применяемые в педагогике

Широко используемые педагогикой собственные, традиционные методы – наблюдение, опытная работа, собеседование, анкетирование, анализ письменных и графических работ учащихся, педагогический эксперимент, изучение учебной документации и другие – сами по себе весьма полезны на этапе получения фактического материала, его группировки и систематизации, установления тех или иных отношений. Они позволяют найти и сформулировать качественные признаки и структурные элементы педагогических явлений и процессов, способствуют накоплению эмпирических данных. В этом их несомненная ценность.

Вместе с тем, становится все более очевидным, что использование одних только «традиционных» методов педагогических исследований не позволяет рассчитывать на коренное качественное преобразование эмпирического базиса педагогики, на формирование строго научных педагогических законов и теорий, на реализацию педагогикой своей прогностической функции. Целый ряд объективных факторов, и, прежде всего, насущные потребности жизни, практики, расширение границ педагогики, повышение ее роли в обществе, заставляют педагогику все шире и глубже использовать в своих специфических целях методы других наук, адаптированных к объекту педагогических исследований. Количество таких методов в настоящее время исчисляется сотнями.

Естественно, что при таком разнообразии прогностических методов, необходимо как-то их систематизировать и классифицировать. Прежде всего, для того, чтобы более обосновано выбирать их для разработки конкретных прогнозов в соответствующих отраслях научных знаний. Одна из таких классификационных схем предложена советскими авторами Д.М. Гвишиани и В.А. Лисичкиным [4]. В соответствии с этой схемой современные методы научного прогнозирования можно разделить на три большие группы: общенаучные методы, интернаучные методы и частнонаучные методы. Однако следует иметь ввиду, что приведенную классификационную схему можно считать весьма условной, так как трудно провести четкую границу между указанными группами методов. Например, тот или иной частнонаучный метод, с успехом используемый в рамках какой-либо одной конкретной отрасли научных знаний, в определенных условиях может быть использован и в других отраслях, перейдя, таким образом в разряд интернаучных методов.


Тонкости педагогики:

Методические разработки уроков русского языка в 8 классе с использованием компетентностного подхода
Урок №1. Класс: 8 «е» Тема: «Синтаксис! Это интересно!» Тип: обобщение по теме «Второстепенные члены предложения»; Вид: урок-практикум; Цели: – повторить и обобщить изученное по теме «Второстепенные члены предложения»; – умение находить и определять второстепенные члены в предложении, задавать к ни ...

Дидактические условия использования непроизвольной памяти младших школьников в процессе обучения
Но тогда откуда появляется привычка "зубрить"? Учащиеся начальных классов часто легко принимают задание, однако при выполнении его никак не могут выучить материал. Происходит это потому. Что специальное запоминание требует специальной организации деятельности с материалом. От характера эт ...

Нормативно-правовое регулирование отношений в сфере образования
Существующая в настоящий момент система источников права, которыми регулируются отношения в области образования, включает два уровня нормативно-правового регулирования: «внутренние», российские нормативные правовые акты, и «внешние», международно-правовые акты. В свою очередь, система «внутренних» ...

Разделы сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru