Методологические принципы педагогики

Современная педагогика » Развитие и сущность педагогики » Методологические принципы педагогики

Педагогика опирается на общенаучные принципы, которые воплотили в себе весь исторический опыт познания различных явлений окружающего мира и самого человека и используются во всех науках, это:

принцип гуманности и демократичности педагогики; принцип социальной обусловленность воспитания; принцип формирования личности в обществе и группе;

принцип системности;

принцип определяющей роли активности самой личности в собственном развитии и формировании и др.;

Категории науки (основные педагогические понятия):

Обучение – способ организации образовательного процесса, упорядоченное взаимодействие педагогов и учащихся, направленное на достижение учебных и образовательных целей.

Воспитание в широком смысле – процесс передачи социального опыта от старшего поколения младшему. Воспитание в узком смысле – специфическая, целенаправленная деятельность воспитателя, целью которой является формирование у воспитанников совокупности социально – значимых качеств личности, развитых взглядов и убеждений.

Образование – результат обучения, совокупность знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми обучаемый должен овладеть.

Развитие – взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, которые происходят в анатомо–физиологическом созревании человека, в совершенствовании его нервной системы и психики, познавательной деятельности и творчестве, в обогащении его мировоззрения и нравственности.

Формирование – становление личности, приобретение ею совокупности устойчивых свойств и качеств.

Методы, которыми пользуется современная педагогическая наука, достались по наследству от исследователей, стоявших у ее истоков. Они позволяют накапливать факты и проверять гипотезы в исследовании многообразных педагогических явлений.

Наиболее доступным и распространенным методом исследования в педагогики является наблюдение, представляющее собой непосредственное целенаправленное восприятие исследуемого объекта по определенной схеме, с фиксацией результатов и обработкой полученных данных; анализ результатов деятельности – метод опосредованного исследования педагогических явлений по результатам обучений и воспитания. При тщательном планировании, организации и сочетании с другими методами изучение продуктов ученического творчества (домашние и классные работы, сочинения и пр.) могут многое оказать исследованию. К традиционным методам педагогики относят беседу, в которых выявляются чувства и намерения людей, их оценки и позиции. Она отличается целенаправленными попытками исследователя проникнуть во внутренний мир обучаемого или воспитанника, понять его мотивы и установки.

Анкетирование – метод, с помощью которого исследуют результаты педагогической практики с помощью анкет, содержащих письменные вопросы. Широко в педагогике используется также метод групповой дифференциации (социометрический метод), который направлен на выявление и анализ особенностей внутри коллективных отношений.

Тестирование – целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, которое позволяет измерять изучаемые характеристики педагогического процесса. Измерение достижений обучаемых, их интеллектуального развития, степени сформированности различных качеств стало неотъемлемой частью учебно–воспитательной практики.

Эксперимент – это научно организованный опыт преобразования педагогической практики а точно учитываемых условиях. Подобного рода «испытаниями» проверятся гипотезы, апробируются на практике новые педагогические методы и приемы. По целям эксперименты разделяются на: констатирующие (необходимые для изучения существующих педагогических явлений); уточняющие (осуществляемые для проверки гипотез); формирующие (направленные на конструирование новых педагогических явлений).


Тонкости педагогики:

Технология работы с аудиотекстами УМК «New Millennium English – 11» для успешной подготовки учащихся
Сложные для восприятия аудиотексты, в отличие от графических текстов, нельзя подвергнуть методической обработке за счет упрощения языка или сокращения объема. Для того чтобы снизить риск неудачи при аудировании аутентичного иноязычного текста, учащихся нужно подготовить к восприятию именно этого ау ...

Классификация умений
Развитие умений школьников составляет часть содержания образования, в том числе исторического. Развитие у школьников приемов и соответствующих им умений мыслительной деятельности и учебной работы не возможно без целенаправленной деятельности преподавателя. Большое место в этом процессе занимает раб ...

Составляющие духовной культуры человека
Динамика социальных преобразований в обществе вызывает необходимость по-новому решать проблемы формирования духовной культуры старшеклассников. Термины "духовная культура", "духовный мир личности", "духовные потребности", "духовные интересы" в настоящее время ...

Разделы сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru