Педагогика опирается на общенаучные принципы, которые воплотили в себе весь исторический опыт познания различных явлений окружающего мира и самого человека и используются во всех науках, это:
принцип гуманности и демократичности педагогики; принцип социальной обусловленность воспитания; принцип формирования личности в обществе и группе;
принцип системности;
принцип определяющей роли активности самой личности в собственном развитии и формировании и др.;
Категории науки (основные педагогические понятия):
Обучение – способ организации образовательного процесса, упорядоченное взаимодействие педагогов и учащихся, направленное на достижение учебных и образовательных целей.
Воспитание в широком смысле – процесс передачи социального опыта от старшего поколения младшему. Воспитание в узком смысле – специфическая, целенаправленная деятельность воспитателя, целью которой является формирование у воспитанников совокупности социально – значимых качеств личности, развитых взглядов и убеждений.
Образование – результат обучения, совокупность знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми обучаемый должен овладеть.
Развитие – взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, которые происходят в анатомо–физиологическом созревании человека, в совершенствовании его нервной системы и психики, познавательной деятельности и творчестве, в обогащении его мировоззрения и нравственности.
Формирование – становление личности, приобретение ею совокупности устойчивых свойств и качеств.
Методы, которыми пользуется современная педагогическая наука, достались по наследству от исследователей, стоявших у ее истоков. Они позволяют накапливать факты и проверять гипотезы в исследовании многообразных педагогических явлений.
Наиболее доступным и распространенным методом исследования в педагогики является наблюдение, представляющее собой непосредственное целенаправленное восприятие исследуемого объекта по определенной схеме, с фиксацией результатов и обработкой полученных данных; анализ результатов деятельности – метод опосредованного исследования педагогических явлений по результатам обучений и воспитания. При тщательном планировании, организации и сочетании с другими методами изучение продуктов ученического творчества (домашние и классные работы, сочинения и пр.) могут многое оказать исследованию. К традиционным методам педагогики относят беседу, в которых выявляются чувства и намерения людей, их оценки и позиции. Она отличается целенаправленными попытками исследователя проникнуть во внутренний мир обучаемого или воспитанника, понять его мотивы и установки.
Анкетирование – метод, с помощью которого исследуют результаты педагогической практики с помощью анкет, содержащих письменные вопросы. Широко в педагогике используется также метод групповой дифференциации (социометрический метод), который направлен на выявление и анализ особенностей внутри коллективных отношений.
Тестирование – целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, которое позволяет измерять изучаемые характеристики педагогического процесса. Измерение достижений обучаемых, их интеллектуального развития, степени сформированности различных качеств стало неотъемлемой частью учебно–воспитательной практики.
Эксперимент – это научно организованный опыт преобразования педагогической практики а точно учитываемых условиях. Подобного рода «испытаниями» проверятся гипотезы, апробируются на практике новые педагогические методы и приемы. По целям эксперименты разделяются на: констатирующие (необходимые для изучения существующих педагогических явлений); уточняющие (осуществляемые для проверки гипотез); формирующие (направленные на конструирование новых педагогических явлений).
Тонкости педагогики:
Технология социально – педагогической работы по защите прав детей
Защита прав ребенка - это защита его прав на «адекватное его природным задаткам развитие и реализацию его природных способностей в естественных условиях существования, на своевременное получение им всех необходимых видов помощи и поддержки на современном профессиональном уровне при адаптации микрос ...
Опытно-экспериментальная работа
Наш эксперимент был организован на базе школы № 1, 2 (1-4) класса. Состав класса 20 человек. Цель эксперимента – показать взаимосвязь непроизвольного запоминания табличных случаев сложения и вычитания с переходом через десяток и индивидуальных особенностей школьников. Для проведения данного опыта б ...
Содержание
воспитательной работы по нравственному воспитанию гиперактивных детей
Каждый взрослый, а не только родители, обязан быть воспитателем детей, которых ему доверили или которые почему-либо около него оказались. Сейчас, правда, существует точка зрения, что человек должен быть свободен. Но это инфантильное заблуждение. На самом деле испокон веков взрослые считали своей об ...