Для развития познавательных навыков необходимо выполнение следующих условий:
избегать в стиле преподавания будничности, монотонности, серости, бедности информации, отрыва от личного опыта ребёнка;
не допускать учебных перегрузок, переутомления и низкой плотности режима работы;
использовать содержание обучения как источник стимуляции познавательных навыков;
стимулировать познавательные навыки многообразием приёмов занимательности (иллюстрацией, игрой, кроссвордами, задачами-шутками, занимательными упражнениями);
специально обучать приёмам умственной деятельности и учебной работы, использовать проблемно-поисковые методы обучения.
Таким образом, напрашивается вывод о том, что у детей с ЗПР необходимо в первую очередь формировать деятельное состояние, которое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлениям волевых усилий в процессе овладения знаниями, что и является, по сути, развитием познавательной активности ребёнка.
Организацию активной познавательной деятельности на уроках математики мы представим в таблице 1.
Таблица 1
Организация активной познавательной деятельности на уроках математики
Познавательный процесс и его свойства |
Внешние проявления познавательных свойств у учащихся |
Приёмы и методы работы учителя |
Восприятие | ||
Осмысление |
Ученик выделяет существенное, отвечает на поставленные вопросы |
Применяется наглядность, даются чёткие инструкции |
Точность |
Ответы ученика точны | |
Мышление | ||
Обобщённость |
Ученик способен улавливать общее в отдельных фактах, умеет выделить главное, придерживается темы рассуждений |
Чёткая постановка вопросов, обучение приёмам мышления: анализу, синтезу, сравнению, обобщению Обеспечение самостоятельности мышления, организация самостоятельного поиска решения |
Логичность |
Ученик связывает отдельные части рассуждения, делает выводы | |
Гибкость |
Ученик умеет подойти к одному и тому же материалу с разных сторон в зависимости от вопроса темы | |
Внимание | ||
Сосредоточенность |
Ученик оказывается поглощенным деятельностью |
Создание установки на внимание, значимость материала. Чёткая организация деятельности ученика на уроке, повышение её активности. Использование разнообразных методов работы. |
Отвлекаемость |
Ученик занимается посторонними делами, отвечает невпопад | |
Устойчивость |
Ученик длительно работает над задачей | |
Распределение |
Ученик выполняет свою работу и следит за её выполнением у товарища, у доски | |
Переключение |
Ученик быстро переходит от одного дела к другому | |
Память | ||
Произвольное запоминание |
Ученик понимает цель запоминания |
Преподавание учебного материала ведётся образно, эмоционально, жизненно, логично, с выделением главных мыслей, организацией повторения изученного материала. |
Непроизвольное запоминание |
Ученик не задумывается о цели запоминания | |
Осмысление |
Ученик устанавливает внутренние смысловые связи | |
Осмысленное воспроизведение материала |
Ученик своими словами воспроизводит учебный материал со своими примерами | |
Механическая |
Ученик устанавливает внешние связи |
Тонкости педагогики:
Анализ изложения темы «Тригонометрические функции» в различных школьных
учебниках
В настоящее время вопросы тригонометрии изучаются в 10-11 классах в рамках 85 - часового курса "Алгебра и начала анализа". В разных вариантах тематических планов, опирающихся на учебники разных авторов, отводится от 15 до 28 часов; при этом в основном ставятся следующие цели: - ввести пон ...
Методика ознакомления учащихся с аксиомами в курсе
школьной геометрии
Традиционно-синтетические аспекты занимают ведущее положение в геометрии, служат основой изложения остального материала, способствуют формированию пространственного представления и воображения учащихся (недаром некоторые разделы традиционно-синтетической геометрии(параллельность, перпендекулярность ...
Организация опытно-экспериментальной работы
Каждый учитель, приходя в класс, стремится сформировать у младших школьников интерес к чтению книг и умение читать самостоятельно, но не всегда и не всем это удаётся. Основные причины неэффективности обучения чтению состоят в том, что в школе нет детских книг. Да и методика обучения чтению не нацел ...