Современные подходы к развитию навыков учебно-познавательной деятельности у младших школьников с ЗПР на уроках математики

Современная педагогика » Развитие навыков учебно-познавательной деятельности у младших школьников с задержкой психического развития на уроках математики » Современные подходы к развитию навыков учебно-познавательной деятельности у младших школьников с ЗПР на уроках математики

Страница 2

Умственная активность в процессе обучения математике, называемой "гимнастикой для ума", имеет особое значение. Учителю просто необходимо владеть разнообразными методическими приёмами, пробуждающими мыслительную активность учащихся.

На уроках математики в школах VII вида должно прослеживаться единство двух задач: математического образования и психологического развития ребёнка.

Основная задача обучения математике в специальной школе - сформировать прочные и сознательные математические знания и умения, необходимые учащимся в повседневной жизни и будущей трудовой деятельности.

Коррекционная задача состоит в развитии логического мышления, внимания, памяти, речи учащихся, формировании у них навыков умственного труда, самоконтроля, планирования.

Понижая планку образования за счёт методических средств, учитель должен ввести в урок упражнения для развития психики, усилить диалогичность уроков, использовать приёмы переключения с одной сенсорной системы на другую, более широкую наглядность, активно использовать приёмы визуализации (построения зрительного образа и ассоциаций) учебного материала, включение игровых эмоционально насыщенных ситуаций, пауз отдыха и релаксации.

Эмоциональная включённость ребёнка в урок является важной задачей учителя.

Учителю необходимо помнить:

прежде, чем объяснить - заинтересовать;

прежде, чем заставить действовать - подготовить к действию;

прежде, чем обратиться к реакциям - подготовить установку;

прежде, чем сообщить что-нибудь новое - вызвать ожидание нового.

Ведение уроков в школах и классах детей с ЗПР требует от учителя большого внимания и труда. В поле его зрения должны находиться все ученики класса. Учитель не может удовлетвориться правильным ответом одного-двух учеников; он обязан убедиться в том, что все ученики поняли материал, и только после этого переходить к новому материалу. В случаях, когда по своему психическому состоянию ученик не в состоянии работать на данном уроке, материал объясняется ему на индивидуальных занятиях.

Обязательным условием урока является чёткое обобщение каждого его этапа. Новый учебный материал также следует объяснять по частям. Вопросы учителя должны быть сформулированы чётко и ясно; необходимо большое внимание уделить работе по предупреждению ошибок; возникшие ошибки не просто исправлять, а обязательно разобрать вместе с учеником.

Для предупреждения быстрой утомляемости или снятия её целесообразно переключать детей с одного вида деятельности на другой, разнообразить виды занятий. Интерес к занятиям поддерживать, используя красочный дидактический материал, вводя в занятия игровые моменты.

Каждого ученика следует стараться выслушать до конца; необходимо включать предметно-практические действия, цель которых - подготовить детей к усвоению или закреплению теоретического материала.

Исключительно важное значение имеют мягкий доброжелательный тон учителя, внимание к ребёнку, поощрение его малейших успехов. Темп урока должен соответствовать возможностям ученика.

I. Основа активизации учебно-познавательной деятельности:

адаптация, приспособление детской психологии к созданным на уроке условиям;

стимулирование учебно-познавательной деятельности учащихся;

преодоление противоречий между познавательными и практическими заданиями, выдвигаемыми ходом обучения.

II. Результаты активизации учебно-познавательной деятельности школьника зависят от уровня развития его общих способностей: памяти, внимания, восприятия, мышления.

Поэтому необходимо помнить:

о возрастных и индивидуальных особенностях детей;

о развитии мыслительных особенностей учащихся в познавательной деятельности на уроках математики;

что процесс познания у ребёнка идёт через чувственное (наглядно-образное), логическое (абстрактное) мышления.

III. Существует три основных мотива, стимула, побуждающих учащихся к учебно-познавательной деятельности:

принуждение;

интерес к предмету;

сознательность.

Учитель должен уметь:

1. Планировать формирование познавательного интереса на уроке.

2. Конструировать урок с учётом отношения учеников к учебному предмету.

3. Проектировать индивидуальный подход к учащимся на уроке.

4. Учитывать при отборе учебного материала познавательные интересы и

потребности учащихся.

5. Включать в учебный материал занимательные факты с расчётом на

любознательность и любопытство учеников.

Страницы: 1 2 3


Тонкости педагогики:

Воспитание как компонент целостного педагогического процесса
Воспитание в широком смысле – процесс передачи социального опыта от старшего поколения младшему. При этом задачи воспитателя включают следующее: передача исторического и культурного опыта, введение воспитанника в мир культуры; стимулирование процесса самовоспитания, помощь в трудных жизненных ситуа ...

Характеристика детей с нарушениями слуха
Дети с нарушениями в развитии – это дети, имеющие отставание (искажение) в психофизическом развитии вследствие нарушения деятельности различных или нескольких анализаторов (зрительного, слухового, двигательного, речевого), а также вследствие органического поражения центральной нервной системы (ЦНС) ...

Содержание понятия «культура деятельности». Правила культуры деятельности
Культура деятельности проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений. Формировать у ребенка культуру деятельности – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он занимается, трудится, играет; привычку доводить начатое дело до конца; ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru