Ход и содержание ролевой игры «Влияние теплоэнергетики на окружающую среду»

Современная педагогика » Использование краеведческих материалов в процессе преподавания экологии в средней школе » Ход и содержание ролевой игры «Влияние теплоэнергетики на окружающую среду»

Страница 1

Цель игры: Определить положительные и негативные аспекты теплоэнергетики, спрогнозировать возможные изменения окружающей природной среды в результате строительства крупной ГРЭС в Мордовии, выявить возможные альтернативные варианты использования топлива для ГРЭС, пробудить у школьников ответственное отношение к окружающей природе, развивать экологическое мышление.

Оборудование для урока: физическая, экономическая и политико-административная карты Мордовии, материалы экологической экспертизы, изложенные на карточках в доступной для учеников форме, ксерокопии статей о Мордовской ГРЭС местных газет, стенд «Положительные и отрицательные моменты строительства Мордовской ГРЭС».

При подготовке и в ходе проведения ролевой игры выделяются три основных этапа.

I этап – подготовительный. Определить в каких рамках будет проходить игра: заседание круглого стола специалистов различных профессий, выступление представителей различных профессий на конференции, встреча специалистов со школьниками и т.д. На этом же этапе, за 1-2 недели ученики выбирают профессии, от имени кого будут выступать. Учитель дает каждому выступающему карточки с материалом экологической экспертизы, указывает, в чем заключается его роль. Здесь же обсуждаются общие черты сценария, по которому будет проходить игра, возможные варианты вопросов, ответы на которые ребята должны будут подготовить сами. При подготовке к игре можно использовать газетные статьи В. Гипса (1994), С.Н. Чебанова (1994, 1995), Ю.И. Аладышева (1995).

II этап – обсуждение проекта строительства ГРЭС. Игра начинается с вступительного слова учителя: Современная эпоха имеет множество эпитетов: электронная, космическая, ядерная. Сегодня ее чаще называют эпохой глобальных проблем, то есть проблем, которые касаются всего человечества. Решение их зависит от поступков каждого из нас. Одна из глобальных проблем – экологическая, связанная с разрушением окружающей среды. Окружающая нас природа серьезно больна. Загрязнение окружающей среды ставит под угрозу жизнь и здоровье людей, растительного и животного мира.

В настоящее время многие экономические проблемы тесно переплетаются с экологическими. Так, например, в Мордовии ощущается дефицит электроэнергии, что сдерживает развитие промышленности, транспорта, сельского хозяйства и других отраслей. Но строительство крупной электростанции может оказать влияние на и без того кризисную экологическую обстановку в республике. В средствах массовой информации республики уже несколько лет обсуждается эта проблема. На сегодняшнем уроке давайте попытаемся совместно решить эту проблему. Давайте выясним целесообразно ли строительство Мордовской ГРЭС, и как она будет действовать на экологическую обстановку нашей местности.

Первое слово предоставляется «хозяйственникам» – представителям, выступающим за строительство ГРЭС: целесообразность строительства Мордовской ГРЭС обусловлено острым дефицитом электроэнергии в республике, что тормозит развитие производительных сил. В настоящее время дефицит мощности покрывается Пензенской, Ульяновской энергосистем и объединенной энергосистемой центра. Мощность Мордовской ГРЭС определена в 2100 мега-Ватт [МВт]. Для сравнения мощность куйбышевской ГЭС составляет 2540 МВт. Наиболее оптимальным признан вариант размещения ГРЭС в районе с. Новое Момангино Ковылкинского района Мордовии. На выбранной площадке предусмотрено размещение собственной ГРЭС. Предприятие по переработке золошлаковых материалов, водохранилища, золошлакоотвала, тепличного и рыбного хозяйства. В 4,5 км южнее основной площадки предусмотрено размещение жилого городка ГРЭС. В качестве основного топлива намечается использование бурого Канско-Ачинского угля Березовского месторождения. В качестве резервного топлива предполагается использование природного газа от газопровода Уренгой-Ужгород, который проходит по территории республики. Для растопки энергетических котлов должен использоваться мазут.

Возможные варианты вопросов:

Покажите на карте месторождение будущей ГРЭС?

Что такое ГРЭС? Чем она отличается от других видов электростанций?

Слово предоставляется «экологам»: ГЭС окажет негативное влияние на все компоненты ландшафта: атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды, почвы, растительность, животный мир. Недопустимо использовать в качестве топлива для ГРЭС Канско-Ачинский уголь, который содержит в себе не только мышьяк, бериллий, фтор, ванадий, хром, кобальт, медь, цинк, свинец, но и ртуть и даже радионуклиды (кадмий – 40, уран – 238 и торий – 232). Зола этого угля будет рассеиваться в радиусы 75-100 км от ГРЭС. Станция будет расходовать 1233,6 тонн угля в час. Каждая тонна угля в среднем содержит в граммах: мышьяка – 4,5, фтора – 350, ванадий – 15, хрома – 25, свинца – 30, стронция – 1000, марганца – 650 и т.д. Избежать загрязнения токсичными микроэлементами можно лишь при применении такого топлива, как природный газ.

Страницы: 1 2


Тонкости педагогики:

Анализ изложения темы «Тригонометрические функции» в различных школьных учебниках
В настоящее время вопросы тригонометрии изучаются в 10-11 классах в рамках 85 - часового курса "Алгебра и начала анализа". В разных вариантах тематических планов, опирающихся на учебники разных авторов, отводится от 15 до 28 часов; при этом в основном ставятся следующие цели: - ввести пон ...

Проблемы в воспитании современной молодежи
Основной социальной причиной нарушений общественных норм определённой частью молодых людей является уклад жизни, уровень развития производительных сил, зрелости общественных отношений, политической системы, системы образования, обучения и воспитания. Так преступность, пассивность, потребительские н ...

Концепции формирования экологической культуры младших школьников
При анализе педагогических подходов к формированию элементов экологической культуры на современном этапе рассмотрим, каким образом проблема взаимодействия человека и природы понималась педагогами прошлого. Я.А. Коменский считал, что природное в человеке обладает самодвижущей силой. Цель воспитания, ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru