Опытно-экспериментальная работа по формированию нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством подвижных игр проводилась на базе детского сада №10 г. Осиповичи и включает в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
В экспериментальной части исследования принимало участие 20 детей дошкольного возраста: 10 детей составили экспериментальную группу: 10 детей – контрольную группу.
Экспериментальная группа: Катя Ц., Лена Л., Артем О., Оля Р., Саша Д., Сергей К., Никита Л., Оксана А., Саша А., Юля П
Контрольная группа: Света П., Юля П., Юра Ж., Сергей М., Маргарита Б., Алина Г., Рома А., Петя Д., Ян Н., Ксения Т
На первом этапе экспериментальной работы я провела диагностику сформированности нравственных качеств у детей дошкольного возраста.
Цель констатирующего этапа: выявить уровень сформированности нравственных качеств у детей, это формирование коллективизма, заботливое отношение к близким, отзывчивость, заботливость.
Вначале было изучено оснащение методического кабинета, годовые, календарные планы по исследуемой проблеме. В результате анализа было выяснено, что в годовом плане отражена работа по нравственному воспитанию детей. В ДОУ проводятся занятия, этические беседы, чтение художественной литературы, направленные на формирование нравственных качество дошкольников. Проанализировав годовой план, был сделан вывод, что в старших группах нравственному воспитанию детей, формированию нравственных качеств дошкольников, уделяется достаточно внимания.
Изучив оснащение методического кабинета, следует отметить, что здесь имеется достаточное количество литературы по нравственному воспитанию детей. Кабинет оснащен большим материалом для нравственного воспитания детей посредством устного народного творчества: сборник сказок разных народов, сборники пословиц, поговорок, народных песен.
Вторым этапом было анкетирование родителей, с целью определения отношения родителей к формированию нравственных качеств у дошкольников. Мы исходили из того, что без содружества с семьей невозможно сформировать необходимые в жизни навыки и умения личности ребенка и с целью выявления уровня знаний у родителей было проведено анкетирование.
Участвовали 15 родителей. Им были заданы следующие вопросы:
1) Обращаете внимание на формирование нравственных качеств у вашего ребенка?
2) Как вы считаете, в каком возрасте лучше всего начинать прививать навыки честности, правдивости, доброты?
3) Объясняете ли вы своему ребенку, как он может стать хорошим человеком?
На формирование нравственных качеств всегда обращают внимание 50% родителей; 30 % - редко, в зависимости от случая к случаю; 20% вообще не обращают внимание на нравственное воспитание ребенка. К сожалению 70% родителей не объясняют ребенку, что значит быть честным; 30% родителей стараются объяснить, что значит быть справедливым.
Почти все родители (80%) отвечали, что необходимо начинать формировать нравственные качества с рождения и лишь некоторые (10%) родители считают, что это необходимо делать с 4-х – 6-ти лет.
Наиболее приемлемые общения в семье – чтение сказок, беседа, разговор, объяснения, иногда запрет.
Ответы родителей на поставленные вопросы показывают, что необходимость формирования чуткости, отзывчивости, честности осознаются, однако родители не всегда обращают внимание на формирование нравственных качеств у ребенка, мало используется произведений для воспитания чуткости, отзывчивости, честности.
Анализируя в целом понимание необходимости формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста родителями и состояние современной практики ДОУ и в семье можно сделать следующие выводы: в ДОУ уделяется внимание решению задач формирования нравственных качеств детей, но работа осуществляется бессистемно и при этом используется однообразные методы и формы работы.
С целью выявления уровня сформированности нравственных качеств детей в индивидуальной беседе каждому ребенку было предложено выслушать рассказ и найти ошибки в поведении мальчика Миши, который также ходит в детский сад. В рассказе содержится 5 ситуаций. Выслушав рассказ, ребенок вместе с экспериментатором выделяет ситуации в рассказе и самостоятельно определяет ошибки в поведении Миши.
Тонкости педагогики:
Проблемы и особенности развития дошкольного образования для детей с
нарушением слуха в Красноярском крае
Имеющийся опыт интегрированного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условия общеобразовательных учреждений позволяет выделить возникающий ряд проблем в Красноярском крае: – не разделены полномочия муниципальных и краевых психолого-медико-педагогических комиссий; – т ...
Современные противоречия образования и пути их преодоления
Как увидим из приведенных материалов, цель образования как социального института со временем дрейфовала и мельчала, в соответствии с духовным обнищанием мирового общества — от проявления бесценного образа в человеках, к встраиванию без-образных человеков в сообщество им подобных, «просто чтобы жить ...
Особенности в организации обучения элементов математики детей младших групп
Основная форма работы – обучение детей на занятиях. Занятия по математике проводят с начала учебного года, т. е. с 1 сентября. В сентябре занятия целесообразно проводить с подгруппами (по 6-8 человек), но при этом охватить всех детей данной возрастной группы. С октября в определенный день недели за ...