Использование подвижных игр для воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста

Современная педагогика » Использование подвижных игр для воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста

Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста актуализируется сложившейся ситуацией в современном обществе. Проблема нравственного становления личности была выбрана не случайно, она существует очень давно, и в этой области сделано немало открытий. Актуальность данной проблемы заключается в том, что в настоящее время, люди стремятся создать правовое общество с высокой культурой отношений между людьми, которые будут определяться социальной справедливостью, совестью и дисциплинированностью. Такое общество обуславливает необходимость нравственной воспитанности каждого. Большое значение в нравственном развитии личности имеет ее собственное отношение к совершаемым действиям и поступкам, к соблюдению установленных в обществе моральных требований. Надо, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она соблюдала моральные нормы и правила в силу собственного внутреннего влечения и глубокого понимания их необходимости.

Нравственно воспитанным мы можем считать того человека, у которого сформированы потребности, стремления вести себя в соответствии с определенными нормами. Говорят, что «не тот честен, смел, дисциплинирован, кто может поступать честно, дисциплинированно, смело, а тот, кто не может поступать иначе» [14, с. 5].

Следовательно, главная задача нравственного воспитания – сформировать у ребенка нравственные стремления, потребности, мотивы поведения. Без этого знание нравственных норм остается формальным.

Овладение знаниями и умениями способствует формированию нравственных качеств личности: ответственности, сосредоточенности, дисциплинированности и др. Чтобы достичь результата, соответствующего требованиям, предъявляемым к современному человеку, нужно проявить настойчивость, преодолеть препятствия на пути к цели, быть сосредоточенным, сдержанным, подчинять свое поведение определенным правилам.

Проблемы создания условий, эффективно влияющих на формирование нравственных качеств дошкольников, вот уже на протяжении не одного десятилетия занимают одно из важных мест в психолого-педагогических исследованиях.

В процессе развития личность проходит периоды особой открытости определенным общественным воздействиям и внутренней готовности к их принятию. Периодом такой открытости различным социально-нравственным, духовным и педагогическим воздействиям и готовности к их принятию является дошкольное детство, особенно, период между 5 и 7 годами жизни. Этот этап является наиболее сензитивным для формирования данной готовности, а способность осуществлять нравственный выбор у детей этого возраста складывается на основе развивающейся нравственно-оценочной деятельности сознания и обусловлена их потребностью в одобрении и признании. В фундамент развития этой способности ложится развивающаяся самостоятельность ребенка-дошкольника и его желание добровольно следовать социально-одобряемым моральным эталонам поведения[13].

Несмотря на множественность подходов к исследованию проблемы нравственного воспитания детей, остаются недостаточно выясненными механизмы становления и развития начал их нравственного сознания, не в полной мере выявлены ресурсы для совершенствования содержания и технологии его формирования.

Сегодня физическое воспитание направлено в первую очередь на охрану и укрепление здоровья детей, повышения защитных сил организма, воспитания стойкого интереса к двигательным умениям, навыкам, нравственным и физическим качествам (скорость, ловкость, выносливость, гибкость), формированию культуры здоровья.

Основой системы физического воспитания в дошкольных учреждениях остается двигательный режим как совокупность разных способов и организаций форм работы с детьми. Очень эффективной формой работы и важным средством нравственного воспитания является подвижная игра.

Подвижные игры достаточно важны для всестороннего развития ребенка. Ценность их не только в том, что они развивают движения детей, но и в том, что побуждают малышей быть волевыми, активными, деятельными, раздумывать, добиваться успеха.

Вычленение проблемы нравственного воспитания современных дошкольников посредством подвижной игры из общего тематического поля исследований, позволит более глубоко осмыслить пути, средства, возможности и специфику педагогической работы с детьми в ДОУ [10].

Актуальность проблемы воспитания нравственных качеств у детей в современных дошкольных заведениях путём подвижных игр предопределяет выбор темы «Использование подвижных игр для воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста».

Цель курсовой работы – обосновать педагогические условия оптимального использования подвижных игр и выявить их влияние на формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1) Провести анализ теоретического и практического состояния проблемы;

2) Дать характеристику нравственным качествам в структуре нравственного воспитания детей дошкольного возраста;

3) Изучить и выявить сущность, значение и место подвижной игры в формировании нравственных качеств у детей дошкольного возраста;

4) Отобрать и экспериментально апробировать подвижные игры в целях активизации формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста.

Объект - нравственное воспитание детей дошкольного возраста.

Предмет - процесс формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством подвижных игр.

Методы работы выбирались с учетом объекта и предмета исследования, цели, гипотезы. Это методы теоретического познания: анализ литературы по общей и дошкольной педагогике, анализ программно-методических документов, учебников, учебных пособий, методических рекомендаций для воспитателей. Также в исследовании использовались методы изучения педагогического опыта, наблюдения, бесед с детьми, воспитателями, родителями. Важнейшими составляющими работы стали эксперименты констатирующего, формирующего и контрольного характера.

Экспериментальная база исследования: «Осиповичский детский сад № 10»


Тонкости педагогики:

Методические разработки уроков русского языка в 8 классе с использованием компетентностного подхода
Урок №1. Класс: 8 «е» Тема: «Синтаксис! Это интересно!» Тип: обобщение по теме «Второстепенные члены предложения»; Вид: урок-практикум; Цели: – повторить и обобщить изученное по теме «Второстепенные члены предложения»; – умение находить и определять второстепенные члены в предложении, задавать к ни ...

Университетские реформы второй половины XIX века
В ходе проводившихся в России в 60-е гг. преобразований проблемы развития университетов занимали не последнее место. Реформы Александра II нуждались в резком увеличении числа образованных людей, серьезных переменах в сфере народного просвещения. Не случайно, поэтому стал вопрос о существенных измен ...

Проблемы в воспитании современной молодежи
Основной социальной причиной нарушений общественных норм определённой частью молодых людей является уклад жизни, уровень развития производительных сил, зрелости общественных отношений, политической системы, системы образования, обучения и воспитания. Так преступность, пассивность, потребительские н ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru