Необходимость введения стандартов

Страница 1

Реформа системы образования в постсоветской России осуществлялась в сложных условиях. Российское общество переживает период глубоких структурных, в частности социокультурных изменений. В системе образования, как и в обществе в целом, произошли серьезные изменения, смысл и значение которых обусловлены поиском нового в образовании, соответствующего новым тенденциям развития российского общества.

В основу процесса реформирования системы образования, которое во многом совпало с фундаментальными преобразованиями российского общества, начатыми после 1991 г., был положен принцип приоритета личности, а средством достижения этой цели стали гуманизация, гуманитаризация и дифференциация образовательной политики и образовательных систем. Перенос центра тяжести в системе образования на проблемы человека, направленность на овладение богатством отечественной и мировой культуры, духовным опытом человека, на восприятие целостной картины мира и формирование у учащихся системного мышления - вот практические ориентиры реформы образования, главный вектор ее развития. Реформа образования объективно необходима для становления и развития гражданского общества и правового государства.

В процессе реформы школы произошел переход от старой модели функционирования системы образования, характеризовавшейся последовательной централизацией и абсолютной монополией государства в образовательной сфере к новой модели, для которой характерны децентрализация управления, автономизация образовательных учреждений, диверсификация их типов. Система образования в современной России по сравнению с советской системой стала более гибкой и вариативной.

Школьная реформа 90-х годов осуществлялась во время системного кризиса, который переживало российское государство. Это обстоятельство оказало негативное влияние на осуществление школьной реформы и на современное состояние системы образования.

Стало ясно, что система финансирования учреждений среднего образования через местные бюджеты не отвечает современным требованиям. Администрация субъектов Российской Федерации не в состоянии своевременно обеспечивать даже выплату заработной платы учителям. Не обеспечиваются другие статьи расходов по финансированию общеобразовательных учреждений. Новый виток социально-экономического кризиса и рост потребительских цен привел к тому, что государственная власть не может гарантировать учителям удовлетворения даже минимальных потребностей. Зарплата учителя сегодня меньше реального прожиточного минимума. Необходимо изменить механизм бюджетного финансирования заработной платы учителей. Нужно платить заработную плату учителям из федерального бюджета через систему казначейств без права глав местных администраций расходовать эти средства по своему усмотрению.

Кризис второй половины 1998 г. обострил все проблемы, которые нарастали в российской школе в 90-е годы. Эти проблемы вызваны рядом серьезных причин. Среди факторов, характеризующих кризисное состояние системы общего среднего образования, следующие:

- отсутствие сформированной на основе консенсуса между различными политическими силами государственной идеологии (идеологических основ Российского государства), что затрудняет формирование приоритетов государственной политики в области образования в целом;

- отсутствие понимания на всех уровнях власти приоритетности образования; слияние Минобразования и Госкомвуза не обеспечило условий для улучшения управления системой общего среднего образования;

- нет принятой на высшем государственном уровне федеральной доктрины, стратегии и программы развития образования.

- подготовленные ранее предложения по-новому этапу развития системы образования не были поддержаны педагогической общественностью;

- недостаточно проработана нормативно-правовая база системы среднего образования; на государственном уровне не решена проблема введения государственных стандартов общего среднего образования;

- нет эффективной программы воспитательной и социальной работы школы;

- озабоченность вызывает обеспечение общеобразовательных учреждений современной учебно-методической литературой, включая учебные книги для преподавателей и воспитателей;

- кризисные явления наблюдаются в системе повышения квалификации учителей.

Федеральная система повышения квалификации педагогов не может быть эффективной при отсутствии средств, стимулов и механизмов для реализации государственной политики, обеспечивающей единое федеральное образовательное пространство.

Обновление содержания образования - главная задача модернизации школы. Любая реформа образования - это прежде всего реформа содержания образования. Все остальное - изменения в системе образования, то есть в его инфраструктуре.

Длительное время Россия шла и до сих пор идет по пути экстенсивного наращивания содержания школьного образования. Переходя от одной социально-педагогической ступени к другой - от всеобщего начального к неполному среднему и далее к всеобщему полному среднему образованию, - не меняется ни внутреннее устройство школы, ни принципы построения содержания образования. Механически надстраиваются школьные этажи и учебные предметы друг над другом, безгранично расширяя эти учебные предметы, что и привело к сбоям школьного механизма, к нарастающей перегрузке детей. Только за последние десять лет нагрузка школьников возросла в полтора раза, а число учебных предметов увеличилось на треть.

Страницы: 1 2 3


Тонкости педагогики:

Возникновение дошкольного образования в России
В Киевской Руси воспитание детей всех возрастов осуществлялось преимущественно в семье. Цель воспитания заключалась в подготовке детей к труду, выполнению основных социальных ролей. Большое значение имело религиозное воспитание. В качестве основных средств воздействия выступали факторы народной пед ...

Подготовка мастера к занятиям
УЧЕБНЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КАБЕЛЬНЫЙ учащийся Содержание подготовки мастера к теме Подготовка мастера к изучению темы учебной программы включает: - анализ содержания учебного материала темы; - распределение его по урокам и определение задач каждого урока; - определение содержания и количества учебно- ...

Формирование личности в раннем возрасте в контексте детской психологии и возрастной педагогики
На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется многогранность и сложность самого феномена личности. Наличие и сосуществования множества разных определений личности, имеющихся в литературе, заслужив ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru