Становление прогностических функций педагогики: от Платона до наших дней

Современная педагогика » Образовательно-педагогическая прогностика » Становление прогностических функций педагогики: от Платона до наших дней

Страница 1

Процесс осознания прогностических функций, органически присущих педагогической науке, занял длительный период в истории развития образования.

В педагогических сочинениях далекого прошлого, в трудах Платона, Аристотеля, Демокрита, Квинтиллиана и многих других древнегреческих и древнеримских философов, в работах прогрессивных мыслителей периода феодализма и эпохи Возрождения (Витторино да-Фельтре, Томмазо Кампанелла, Франсуа Рабле, Томас Мор, Мишель Монтень и др.) содержится немало интересных и для наших дней прогностических суждений и высказываний о назначении, содержании и методах обучения и воспитания [9].

Основоположник педагогики нового времени Ян Амос Коменский неоднократно подчеркивал необходимость предвидения в педагогической деятельности. Он писал: «…в школах нужно преподавать только то, что приносит самую основательную пользу как в настоящей, так и в будущей жизни, и даже более в будущей» [10].

Педагогика XIX века развивалась под сильным влиянием идей крупнейших мыслителей своего времени – И. Канта, Г.- В. Гегеля, социалистов – утопистов А.- К. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна, а также выдающихся педагогов-демократов И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, К.Д. Ушинского, педагогические проекты которых содержат множество прогностических концепций. И. Кант сумел подняться до понимания некоторых важных функций, свойственных педагогике как науке. «Принцип искусства воспитания, - писал он, - который особенно должны иметь перед глазами люди, составляющие планы для воспитания, гласит: дети должны воспитываться не для настоящего, но для будущего, возможно лучшего состояния рода человеческого, т.е. для идеи человечества, и сообразно его общему назначению. Этот принцип имеет великое значение» [11].

Известно, какое исключительное значение придавали основоположники марксизма-ленинизма диалектике Гегеля. Будучи директором гимназии в Нюрнберге, Гегель неоднократно обращался и к проблемам образования, акцентируя внимание на активной, преобразующей функции процесса обучения и воспитания человека (работа «О воспитании и обучении»).

В богатом педагогическом наследии И.Г. Песталоцци важное место отводится предвидению возможных в будущем вариантов народного образования, народной школы (работа «О народном образовании и индустрии»).

Еще более определенно о необходимости предвидения результатов педагогического процесса высказывался последователь Песталоцци, выдающийся немецкий педагог А. Дистервег. Выступая против узкоутилитарного подхода к обучению и воспитанию, он требовал широкой и всесторонней подготовки учащихся к жизни («Руководство к образованию немецких учителей»).

Проблемы воспитания и обучения человека занимают важное место в трудах социалистов-утопистов А.-К. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна. Разрабатывая утопические проекты общества будущего, они придавали огромное значение педагогическому предвидению.

Основоположники марксизма высоко оценивали педагогические идеи о всестороннем развитии человека будущего, выдвигаемые в трудах социалистов-утопистов. Но, выдвигая тезис о формировании нового человека, марксизм ориентировался, прежде всего, на радикальные, революционные методы, не столько заботясь о личности как таковой, сколько об использовании некоего безликого человеческого потенциала, человеческого фактора в интересах государства социалистического и коммунистического типа.

Огромную роль в развитие отечественной прогрессивной общественно-педагогической мысли в дореволюционный период внесли В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.И. Пирогов, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов и многие другие передовые ученые и общественные деятели своего времени. Важное место в их трудах занимает проблема идеала человека будущего, к достижению которого должна стремиться соответствующая система воспитания [12]. Для своего времени это были, несомненно, прогрессивные идеи.

Таким образом, вопросы педагогического предвидения уже давно стали предметом обсуждения в педагогике. Подчас интуитивные, фрагментарные мысли о прогностической функции педагогики, несомненно, послужили отправным пунктом последующего, более углубленного анализа данной проблемы, нашедшего отражение в работах многих современных педагогов и ставшего возможным лишь на основе фундаментальных теоретических положений о научном предвидении, о воспитании человека будущего.

В первые годы советской власти, при всех издержках тоталитарной политической системы и стремлении подчинить сферу образования господствующим в то время канонам коммунистической идеологии, наряду с ортодоксально коммунистическими требованиями к школе, выдвигались и прогрессивные идеи развития образования и педагогической науки. Такими прогрессивными педагогами, ставившими во главу угла развитие личности, воспитание человека будущего, были П.П. Блонский, П.Ф. Каптерев, С.Т. Шацкий. Однако были и другие мнения, достаточно наглядно характеризующие жесткий характер начальственных директив в сфере образования, низводящих школу и ее воспитанников до уровня послушных средств достижения политических целей вождей пролетариата. Вот как понимал задачи образования В.И. Ленин: «Только преобразуя коренным образом дело учения, организацию и воспитание молодежи, мы сможем добиться того, чтобы результатом усилий молодого поколения было бы создание…коммунистического общества… То поколение, которому сейчас 15 лет, оно и увидит коммунистическое общество… И оно должно знать, что вся задача его жизни есть строительство этого общества» [13]. В этом же ключе рассуждали А.В. Луначарский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко.

Страницы: 1 2


Тонкости педагогики:

Зарубежный опыт формирования эффективных систем управления образованием
Немецкая модель профессионального образования - дуальная система. Она основывается на твердой привязке системы профессионального обучения к предприятию. Регулирование системы осуществляется в рамках корпоративных норм. Перечень образовательных программ, реализуемых в рамках дуальной системы, опреде ...

Правовые основы работы социального педагога по защите прав детей
В начале ХХ века во многих странах стали предприниматься попытки к созданию действенной системы защиты прав детей. Основными предпосылками создания такой системы явились организационные и правовые меры Мирового сообщества, направленные на защиту права ребенка на полноценную жизнь. В 1924 году Лига ...

Основные задачи и направления современной дидактики
Перед современной теорией обучения стоят те же сакраментальные для педагогики вопросы, что стояли во все времена ее развития. Это вопросы: «чему учить?» и «как учить?». С точки зрения современных теорий обучения, основанных на данных психологии мышления, нейропсихологии, искусственного интеллекта, ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru