Автором разработана модель методической деятельности, включая в себя три «пространства деятельности» (термин Г.П. Щедровицкого): пространство создания методов, пространство распространения и внедрения методов, пространство применения методик.
В процессе методической деятельности эти пространства связаны между собой в 3 этапа методической деятельности, являющиеся единой цепочкой определённых элементов, в которой каждый этап имеет конечный продукт: метод, методика, гарантированный результат. Это наглядно представлено на рисунке 2.
Ориентируясь на данную схему можно выделить основные действия старшего воспитателя в каждой из этих пространств.
1. При создании поиска метода работы с детьми: описание сравнение, выявление закономерностей, экспертное заключение о значимости и т.д.
2. При внедрении метода в работу педагогов: информирование, обучение, распространение, опытно-экспериментальная работа, воспроизведение и т.д.
3. При применении методики, метода основной упор делается на контроль над реализацией основных положений и коррекцию данной методики.
Рисунок 2 - Типы методической деятельности (по С.Ж. Гончаровой)
Центром всей методической работы МДОУ является методический кабинет. Ему принадлежит ведущая роль в оказании педагогам помощи в организации образовательного процесса, обеспечении их непрерывного профессионального саморазвития, обобщении передового опыта, повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей.
Методический кабинет дошкольного учреждения соответствовует таким требованиям как информативность, доступность, эстетичность, обеспечение мотивации и активности в развитии, содержательность.
Реализация информационно-аналитической функции управления дошкольным учреждением обуславливает в методическом кабинете формирование информационного банка данных, где определяются источники, содержание, направленность информации.
На рисунке 3 представлена модель методического кабинета МДОУ детский сад №4.
Модель методического кабинета МДОУ
Рисунок 3 - Модель методического кабинета МДОУ №4
В каждом блоке информации придается особое значение отбору её содержания, систематизации, оформлению.
В таблицах № 1,2 представлено содержание внешней и внутренней информации методического кабинета дошкольного учреждения.
Таблица 1 - Внешняя информация методического кабинета МДОУ
|
Вид информации |
Содержание |
Оформление |
|
Нормативно-правовые документы Законодательства Р.Ф. |
1.Закон Р.Ф «Об образовании» 2.Типовое положение МДОУ 3.Конвенция о правах ребенка 4.Конвенция дошкольного воспитания 5.Материалы по аттестации и аккредитации МДОУ 6.Требования к отбору и экспертизе образовательных программ и др. |
Раздел «Нормативно-правовые основы деятельности МДОУ». |
|
Организация методической работы в дошкольном учреждении |
Литература по управлению образовательным процессом в МДОУ (функциям управления, формат работы с педагогическими кадрами). |
Раздел «Управление методической работой в МДОУ». |
|
Развитие ребёнка в образовательном пространстве дошкольного учреждения. |
1.Психолого-педагогическая литература и дидактический материал по видам деятельности и областям знаний ребёнка 2.Рекомендации к построению предметно-развивающей среды в МДОУ. |
Выставки « Новинки методической литературы» «В помощь воспитателю (самообразованию)», «Наш календарь», «Готовимся к смотру-конкурсу», «Альтернатива» (о разных программах и передовых технологиях развития дошкольников). Каталог, учёт выдаваемой литературы. |
|
Взаимодействие с семьёй и социумом. |
Психолого-педагогическая литература по взаимодействию с семьёй, преемственности дошкольного и начального школьного образования. |
Разделы в методическом кабинете, выставки «Мир увлечений наших выпускников». |
|
Информация периодических изданий. |
Журналы «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Обруч», «Управление дошкольным образованием», «Музыкальный руководитель», «Для самых маленьких». Газеты: «Дошкольное образование», «Педагогический вестник». |
Картотеки на статьи журналов и газет (по разделам). |
Тонкости педагогики:
Методический анализ учебного материала
Наибольших затрат времени в деятельности преподавателя требуют анализ, выбор и отбор содержания учебного материала по предмету, а также переработка учебного материала при подготовке к уроку. Учебным материалом мы называем ту часть конкретного социального опыта, подлежащую усвоению за единицу учебно ...
Разработка планирующей
документации
Планирование имеет цель установить конкретное содержание учебно-производственных работ для группы учащихся, последовательность и организацию их выполнения. Планирование производственной деятельности группы является составной частью общего планирования производственной деятельности училища. Планы пр ...
Рабочая тетрадь как дидактическое средство обучения
Методика обучения определяет процессуальную сторону формирования знаний и умений. В процессе обучения для организации взаимодействия преподаватель-учащийся включаются посредники, которые ставят субъектов обучения между собой и объектами изучения (учебник, физическое явление, технологический процесс ...