Научно-теоретическое обоснование методических рекомендаций

Страница 1

Процесс воспитания можно осуществлять лишь на основе хороших знаний возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей каждого ребенка.

Логопед должен располагать сведениями о жизни ребенка, домашней обстановке, отношении к нему со стороны окружающих. Необходимо выявить интересы ребенка, его склонности, отношение к другим детям, к своему дефекту. Эти данные помогут педагогу глубже изучить психические особенности ребенка, эффективно построить коррекционно-воспитательное воздействие, предупредить появление нежелательных отклонений в его поведении (Гаркуша Ю. Ф.) [8].

Логопедическая работа по развитию лексики тесно связана с формированием представлений об окружающей действительности и познавательной деятельности ребенка.

Планомерное расширение словаря идет за счет незнакомых и сложных слов вместе с ознакомлением с окружающим миром.

Принципы:

1. Работа над развитием словаря должна проводиться на активной познавательной деятельности.

2. Тесная связь развития словаря с развитием мыслительной деятельности, логических операций классификации, сериации, анализа, синтеза, сравнения.

3. Все задания проводятся в определенной последовательности.

Основными задачами словарной работы являются:

обогащение словаря - накопление слов необходимых для речевого общения с окружающими. Идет за счет существительных, прилагательных, глаголов, наречий.

уточнение - помощь в усвоении слов и их запоминании.

активизация словаря - использование слов, понимание которых не вызывает затруднения.

устранение не литературных слов (Ушакова Т. Н.) [39].

Среди многочисленных приемов словарной работы, которые могут быть использованы на логопедических занятиях, можно выделить следующие (Филимонова О. Ю.) [41]:

1) Показ и называние нового предмета (и его признаков) или действий. Показ должен сопровождаться пояснением, которое помогает понять сущность предмета.

Новое слово обязательно проговаривается хором и индивидуально. Для лучшего понимания и запоминания данное слово включается в знакомый ребенку контекст. Далее проводится различные упражнения на закрепления его правильного произношения и употребления.

2) Объяснение происхождения данного слова (хлеб-хлебница-посуда, в которой хранят хлеб, кофейник-посуда, в которой варят кофе, чайник - посуда, в которой кипятят чай, и т.д.).

3) Употребление расширенного значения уже известного словосочетаний (громадный дом - очень большой дом, тот, который выше всех других домов.).

4) постановка разных по форме вопросов, которые сначала носят характер подсказывающих ("Это забор высокий или низкий?"), а затем требуют самостоятельных ответов. Вопросы должны быть краткими, точными, доступными по содержанию. Необходимо также обучать детей и самостоятельной постановке вопросов.

5) Подбор названий предметов к действиям и названий действий к предметам; наречий к названиям различных действий; эпитетов к предмету; однокоренных слов.

6) Распространение предложений путем введения обстоятельств причины, следствия, условия, цели.

7) Сопоставление предложений по опорным словам.

Выделение этих направлений во многом является условным, так как в едином процессе формирования лексики они часто переплетаются, взаимодействуют. Однако выделение этих направлений важно для осознания тех языковых процессов, которые необходимо развивать у детей.

Результаты исследования показывают, что у дошкольников с ОНР имеются особенности развития словаря. Словарь синонимов и атрибутивный словарь развит хуже, чем номинативный, предикативный Результаты исследования показали, что процесс формирования антонимичных полей и их структурация у детей с ОНР происходит задержано и на данный момент является несформированным. Это необходимо учитывать в коррекционной работе. При отборе рекомендаций, мы исходили из результатов констатирующего эксперимента. Упражнения по развитию лексики достаточно хорошо описаны в коррекционной литературе.

Страницы: 1 2


Тонкости педагогики:

Формирование информационно–коммуникационной культуры педагога
Информатизация школы переживает своеобразные этапы. Эти этапы можно связать или с внедрением новых программных продуктов, или с техническим перевооружением. При этом очень часто мы можем наблюдать движение от энтузиазма и эйфории по поводу новшества через попытки освоения (с тем или иным уровнем ус ...

Возрастные особенности младших школьников
Младший школьный возраст - это особый период жизни ребёнка, который исторически выделился недавно. Он наиболее глубоко и содержательно представлен в работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, их сотрудников и последователей (Л.И. Айдаровой, А.К. Дусавицкого, А.К. Марковой, Ю.А. Полуянова, В.В. Репина, ...

Сочетание обучения с научной деятельностью
Обучение в Германии делает основной акцент на практических аспектах, а также подразумевает совмещение учебного процесса с научными исследованиями. Соответственно подбирается и профессорско-преподавательский состав — это преподаватели, имеющие большой опыт работы по специальности (не менее 5 лет). Т ...

Разделы сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru