Программно-методический комплекс дошкольного учреждения отбирается с учётом ориентации на государственные требования, нормативно-правовой статус дошкольного учреждения (вид, приоритетное направление), особенности и законы психического развития детей, специфику педагогического и детского коллективов, определяющих возможность и целесообразность реализации каждой программы и технологии.
Полноту и целостность програмно-методического обеспечения определяют следующие характеристики:
-ориентированность на содержание образования (основное, дополнительное);
-ориентированность на разностороннее развитие ребёнка с учётом Временных требований, действующих до принятия Госстандарта;
-взаимосвязь содержания комплексных и парциальных программ, реализующих основное образование;
-взаимосвязь программ обеспечивающих реализацию технологий и методик.
Целостность образовательного процесса в МДОУ достигается путём использования основной (комплексной программы), специальной (коррекционной) и квалифицированным подбором парциальных программ, каждая из которых включает одно или несколько направлений развития ребёнка.
Основные программы (комплексная, специальная, набор парциальных) определяют особенности организации жизни детей в контексте обеспечения всех её сторон с учётом следующих трёх её форм:
- занятия как специально организованная форма обучения;
- нерегламентированные виды деятельности;
- свободное время, предусмотренное для ребёнка в детском саду в течение дня.
Результативность воспитательно-образовательного процесса в МДОУ зависит не только от выбора методического обеспечения, но и от создания условий для его реализации. Это и обуславливает следующую направленность методической работы:
![]() |
Рисунок 4 - Условия создания методического обеспечения МДОУ
1. Организация развивающей предметной среды в МДОУ, соответствующей содержанию программы, интересам и потребностям детей разного возраста:
-разработка методических рекомендаций по организации предметно-развивающей среды в МДОУ;
-обеспечение подбора игрушек, игр, пособий для работы с детьми по программе с учётом современных требований;
-активизация педагогов в разработке атрибутов и методических пособий;
2.Соотнесение содержания воспитательно-образовательного процесса с выбранной программой и Временными требованиями к содержанию и методам воспитания и обучения детей дошкольного возраста:
-формирование банка данных о выполнении программы, её отдельных разделов;
-анализ выполнения Временных требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в МДОУ;
-анализ исполнения решений педсоветов, медико-педагогических совещаний;
3. Обновление содержания методического обеспечения в соответствии с современными требованиями.
4. Разработка режима дня, сетки занятий, графика работы кружков для каждой возрастной группы;
5. Отслеживание баланса организованной и самостоятельной деятельности воспитанников, поддерживая оптимальность гигиенических основ обучения.
Тонкости педагогики:
Понятие «личность»
В психологической науке категория «личность» относится к числу базовых понятий. Но понятие «личность» не является сугубо психологическим и изучается всеми психологическими науками, в том числе философией, социологией, педагогикой и др. Каждое из определений личности, имеющихся в научной литературе, ...
Дочисловой период формирования количественных представлений у детей
дошкольного возраста
В младшей группе начинают проводить специальную работу по формированию элементарных математических представлений. От того, насколько успешно будет организовано первое восприятие количественных отношений и пространственных форм реальных предметов, зависит дальнейшее математическое развитие детей. Со ...
Применение технологии личностно-ориентированного обучения в современной
школе
Урок должен носить обучающий, развивающий и воспитывающий характер, обогащать ученика новыми знаниями, умениями и навыками, развивать познавательный интерес, наблюдательность, речь и мышление, творческую активность. В данной работе в качестве ведущей концепции личностно-ориентированного обучения пр ...