В целом ряде исследований раскрыты возможности детей эстетически воспринимать произведения разных видов искусств. Так, Г.М. Вишнева отмечает, что дети младшего школьного возраста, побывав в музее, стали больше интересоваться скульптурой малых форм. В их суждениях ясно прослеживается собственное отношение к авторскому замыслу автора. Такие проявления можно отнести к зарождающемуся у детей чувству «наслаждения красотой» созданного автором образа. Эстетическую оценку произведений дети связывают с характером образа, отдельными яркими сенсорными признаками (формой, цветом). Интерес к скульптуре у детей проявляется в мимике, активных действиях, обследованиях. Они могут самостоятельно охарактеризовать работу, понимают пластику движения, выразительность окраски.
У детей возникают эстетические эмоции, оценки скульптурного образа: «Корова кажется доброй, она голову повернула и не бодается», «Этот медведь красивее, чем настоящий, и не страшный». Рассказ о том, как скульптор по-разному передаёт образ животных, помог детям воспринимать необычность позы, изменение пропорций, условность цветовой окраски. Они стали внимательнее рассматривать произведения с разных сторон. Воспринимая форму, ребёнок запоминает её при помощи мышечного чувства и одновременно усваивает некоторые способы изображения предметов, фигур. По её мнению, в формировании пластического образа в лепке наиболее значим этап обследования, когда вся фигура воспринимается в целом, а затем внимание ребёнка направляется на отдельные части, детали. Восприятие скульптуры не только осмотр ее объемов и граней. Керамическая фигура имеет свои невидимые границы, которые часто не совпадают с ее абрисом, силуэтом. Она организует вокруг себя как бы зону воздействия. Это окружающее пространство тоже выявляет смысл работы, придает ей жизнь. От того, насколько автор чувствует эту связь кажущейся замкнутой в себе пластической формы и ее «служебное» пространство, во многом и зависит действенность на нас пластики скульптуры. Порой, когда человек, делающий скульптуру, не чувствует связи, скульптура может просто восприниматься как обычный муляж. Итак, обучение детей способам эстетического восприятия керамики представляет собой последовательный процесс: на основе получения знаний о керамике дети подходят к овладению «языком» пластического искусства. Освоение отдельных выразительных средств (материал, композиция, силуэт) помогает детям осмысливать их связь с художественным образом. Элементарные знания о керамике дают возможность делать выводы, рассуждать, сравнивать пластические образы.
Рассмотрим практическое применение принципов единства восприятия и созидания и триединства художественной деятельности на примере создания формы чашки с антропоморфным декором. В качестве визуального ряда детям 7-9 лет предлагаются фотографии и изображения скульптурных портретов разных людей (работы В. Голубкиной, С. Коненкова), а также произведения литовских народных мастеров деревянной скульптуры. У каждого персонажа – свой характер, они выражают разные эмоции. Учитель знакомит детей с работами народных мастеров, ребята сравнивают их с работами скульпторов, находят сходства и отличия. Народная скульптура отличается от профессиональной условностью, обобщенностью формы, вольной трактовкой пропорций. В данной работе учащимся предстоит соединить в одном произведении постройку формы чашки с ее скульптурным оформлением. Педагог обращает внимание детей на разнообразие форм и росписи чашек и на то, какие эмоции они вызывают. При оформлении чашки детям предлагается использовать пластический язык народных мастеров. Дети выбирают понравившуюся форму чашки, и педагог обращает их внимание на соответствие формы чашки ее украшению. Какая форма может быть украшена лицом героя, рыцаря, а какая - лицом прекрасной феи.
Ученики определяют высоту своей будущей чашки, ее общую форму, обращая внимание на пропорции, соотношение высоты и размера донышка, а также форму донышка (круг, квадрат, овал и др.). Это соотношение, как и пропорции человеческого тела в скульптуре, придает форме истинную гармонию. Затем начинается работа в материале. Педагог работает вместе с детьми над образом своей авторской чашки. Ученики раскатывают глиняный пласт на ткани и вырезают специальными стеками форму донышка. Потом они раскатывают длинный пласт, из него вырезаем длинную ровную полосу, похожую на дорогу. Ширина полосы - это высота стенок чашки. Затем ученики отрезают полосу нужной длины для соединения с донышком, промазывают донышко шликером и соединяют его со стенкой. При этом важно тщательно соединить шов изнутри и снаружи, проверить, чтобы не было дырок. Теперь можно прилепить ножки, невысокие, подходящие к форме чашки.
Теперь самое важное - украшение! Высота чашки - это высота лица персонажа. Педагог дает детям начальные сведения о строении лица человека, и они определяют место глаз, носа, губ. Далее ребята лепят черты лица, выражая с их помощью характер героя, проявляя свою фантазию. Можно прилепить волосы, а можно и просто нанести глубокие линии стеками - фактуру, и таким образом показать волосы. В конце работы дети прилепляют уши, подходящие по размеру и форме. В конце занятия педагог предлагает детям познакомиться с работами друг друга и своей, найти в каждой работе достоинства, индивидуальные черты, неповторимость.
Тонкости педагогики:
Особенности развития детей раннего возраста
В раннем возрасте у ребенка начинается формирование сложных функций мозга, быстрое развитие речи. Совершенствуется высшая нервная деятельность, увеличивается предел ее работоспособности (к началу второго года ребенок может бодрствовать подряд 5 часов), легко и быстро формируются условные связи, про ...
Диагностические методики исследования творческой личности
Методики определения уровней развития эстетических способностей имеют целью выявить ту или иную грань чувства формы во взаимосвязи со способностями воображения и эмпатии, вчувствования в форму. В нашей стране и за рубежом выполнены фундаментальные исследования по психологии творчества, общих и спец ...
Поиск путей повышения уровня знаний школьников
Введение всеобщего среднего образования было невозможно без дальнейшего повышения качества обучения. Между тем даже к середине 60-х гг. содержание, методы и приемы обучения в общеобразовательных школах отставали от требований социально-экономического и культурного прогресса общества. Необходимо был ...