Специфика преподавания керамики в дополнительном образовании

Современная педагогика » Творчество учителя как активный элемент художественного образования » Специфика преподавания керамики в дополнительном образовании

Страница 5

В целом ряде исследований раскрыты возможности детей эстетически воспринимать произведения разных видов искусств. Так, Г.М. Вишнева отмечает, что дети младшего школьного возраста, побывав в музее, стали больше интересоваться скульптурой малых форм. В их суждениях ясно прослеживается собственное отношение к авторскому замыслу автора. Такие проявления можно отнести к зарождающемуся у детей чувству «наслаждения красотой» созданного автором образа. Эстетическую оценку произведений дети связывают с характером образа, отдельными яркими сенсорными признаками (формой, цветом). Интерес к скульптуре у детей проявляется в мимике, активных действиях, обследованиях. Они могут самостоятельно охарактеризовать работу, понимают пластику движения, выразительность окраски.

У детей возникают эстетические эмоции, оценки скульптурного образа: «Корова кажется доброй, она голову повернула и не бодается», «Этот медведь красивее, чем настоящий, и не страшный». Рассказ о том, как скульптор по-разному передаёт образ животных, помог детям воспринимать необычность позы, изменение пропорций, условность цветовой окраски. Они стали внимательнее рассматривать произведения с разных сторон. Воспринимая форму, ребёнок запоминает её при помощи мышечного чувства и одновременно усваивает некоторые способы изображения предметов, фигур. По её мнению, в формировании пластического образа в лепке наиболее значим этап обследования, когда вся фигура воспринимается в целом, а затем внимание ребёнка направляется на отдельные части, детали. Восприятие скульптуры не только осмотр ее объемов и граней. Керамическая фигура имеет свои невидимые границы, которые часто не совпадают с ее абрисом, силуэтом. Она организует вокруг себя как бы зону воздействия. Это окружающее пространство тоже выявляет смысл работы, придает ей жизнь. От того, насколько автор чувствует эту связь кажущейся замкнутой в себе пластической формы и ее «служебное» пространство, во многом и зависит действенность на нас пластики скульптуры. Порой, когда человек, делающий скульптуру, не чувствует связи, скульптура может просто восприниматься как обычный муляж. Итак, обучение детей способам эстетического восприятия керамики представляет собой последовательный процесс: на основе получения знаний о керамике дети подходят к овладению «языком» пластического искусства. Освоение отдельных выразительных средств (материал, композиция, силуэт) помогает детям осмысливать их связь с художественным образом. Элементарные знания о керамике дают возможность делать выводы, рассуждать, сравнивать пластические образы.

Рассмотрим практическое применение принципов единства восприятия и созидания и триединства художественной деятельности на примере создания формы чашки с антропоморфным декором. В качестве визуального ряда детям 7-9 лет предлагаются фотографии и изображения скульптурных портретов разных людей (работы В. Голубкиной, С. Коненкова), а также произведения литовских народных мастеров деревянной скульптуры. У каждого персонажа – свой характер, они выражают разные эмоции. Учитель знакомит детей с работами народных мастеров, ребята сравнивают их с работами скульпторов, находят сходства и отличия. Народная скульптура отличается от профессиональной условностью, обобщенностью формы, вольной трактовкой пропорций. В данной работе учащимся предстоит соединить в одном произведении постройку формы чашки с ее скульптурным оформлением. Педагог обращает внимание детей на разнообразие форм и росписи чашек и на то, какие эмоции они вызывают. При оформлении чашки детям предлагается использовать пластический язык народных мастеров. Дети выбирают понравившуюся форму чашки, и педагог обращает их внимание на соответствие формы чашки ее украшению. Какая форма может быть украшена лицом героя, рыцаря, а какая - лицом прекрасной феи.

Ученики определяют высоту своей будущей чашки, ее общую форму, обращая внимание на пропорции, соотношение высоты и размера донышка, а также форму донышка (круг, квадрат, овал и др.). Это соотношение, как и пропорции человеческого тела в скульптуре, придает форме истинную гармонию. Затем начинается работа в материале. Педагог работает вместе с детьми над образом своей авторской чашки. Ученики раскатывают глиняный пласт на ткани и вырезают специальными стеками форму донышка. Потом они раскатывают длинный пласт, из него вырезаем длинную ровную полосу, похожую на дорогу. Ширина полосы - это высота стенок чашки. Затем ученики отрезают полосу нужной длины для соединения с донышком, промазывают донышко шликером и соединяют его со стенкой. При этом важно тщательно соединить шов изнутри и снаружи, проверить, чтобы не было дырок. Теперь можно прилепить ножки, невысокие, подходящие к форме чашки.

Теперь самое важное - украшение! Высота чашки - это высота лица персонажа. Педагог дает детям начальные сведения о строении лица человека, и они определяют место глаз, носа, губ. Далее ребята лепят черты лица, выражая с их помощью характер героя, проявляя свою фантазию. Можно прилепить волосы, а можно и просто нанести глубокие линии стеками - фактуру, и таким образом показать волосы. В конце работы дети прилепляют уши, подходящие по размеру и форме. В конце занятия педагог предлагает детям познакомиться с работами друг друга и своей, найти в каждой работе достоинства, индивидуальные черты, неповторимость.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Тонкости педагогики:

Сущность социально-педагогического сопровождения
История зарождения в системе образования системы комплексной помощи ребенку в развитии одновременно может характеризоваться как многолетняя, насчитывающая более двух веков и очень короткая — всего 10—15 лет. Более 200 лет в системе специального образования развивается модель взаимодействии специали ...

Формирование активного и пассивного словаря в онтогенезе
Словарь - это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности [32]. Различают словарь пассивный и активный. Под пассивным словарем понимают часть словарного состава языка, понятную ребенку, она зависит от возраста, психического развития ...

Рабочая тетрадь как дидактическое средство обучения
Методика обучения определяет процессуальную сторону формирования знаний и умений. В процессе обучения для организации взаимодействия преподаватель-учащийся включаются посредники, которые ставят субъектов обучения между собой и объектами изучения (учебник, физическое явление, технологический процесс ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru