Специфика преподавания керамики в дополнительном образовании

Современная педагогика » Творчество учителя как активный элемент художественного образования » Специфика преподавания керамики в дополнительном образовании

Страница 3

Именно в общей работе легче увидеть гармонию цвета, формы и композиции. Дети сами учатся исключать из нее те элементы, которые противоречат общему колориту или композиционному решению. В дальнейшем дети привыкают мыслить с позиций художественного образа. В коллективной работе могут самостоятельно распределять обязанности, осуществлять контроль и стремиться к согласованным действиям в решении сложных творческих задач. Так, на основе инициативы, рождается внутренний стимул и мотивация к художественно-творческой деятельности.

И.Н. Турро выделил три основные формы коллективной изобразительной деятельности:

- фронтальную - соединение индивидуальных работ учеников, выполненных в русле единого задания педагога,

- комплексную - каждый учащийся делает свою часть задания, предвидя общий результат и согласовывая свою работу с работой других учащихся,

- коллективно- производственную - каждый ученик делает только одну определенную операцию общей работы.

Фронтальная форма является одной из самых простых и наиболее часто употребляемых форм организации коллективной работы на занятиях изобразительным искусством. Она не требует особых условий организации, особой подготовки детей и может использоваться на занятиях в разновозрастных группах. Педагог является организатором и сотрудником детей в решении творческой задачи. В конце занятия результаты индивидуальной работы детей собираются вместе в единое коллективное произведение. В такой форме можно выполнять множество заданий программы «Керамика народов мира», например, по темам «Подводный мир», «Изразцы», « Встречаем Новый год и Рождество» и др. (см. Приложения).

Необходимо отметить воспитательную ценность коллективной деятельности. На занятиях необходимо создавать доброжелательную, радостную атмосферу сотворчества и взаимодействия. Сам продукт - коллективную работу учитель использует в качестве наглядного ряда, декорации для спектакля или праздника, оформления школьных помещений и самой мастерской. Такие работы неизменно вызывают большой интерес у родителей и гостей школы.

Для учителя это также очень важно, так как способствует его личному творческому росту, повышает качество художественно-творческой деятельности, позволяет выйти на уровень исследования, эксперимента и разработки инновационных технологий.

Общее школьное базовое образование часто игнорирует сферу чувств растущего человека, пускает на самотек его эмоционально-нравственное развитие. В общем образовании только гуманитарно-художественный цикл может постоянно держать в центре внимания человеческую душу, обогащать эмоциональную жизнь ребенка, пробуждать душевную отзывчивость, развивать нравственную и ценностную, а не только интеллектуальную сферу. Полноценное художественное образование сохраняет целостность личностного развития ребенка.

Именно в области искусства ребенок может приобрести ранний, успешный и полноценный опыт творчества – порождения и осуществления собственных замыслов. Опыт, который незаменим для становления самосознания, самоощущения человека в мире и который поможет ему в будущем стать «креативным» в любой сфере деятельности. Искусство – не область отвлеченных знаний, а в первую очередь область практического творчества (или сотворчества). В этой области нельзя «знать, не умея», причем умение означает не усвоение каких-либо безличных приемов, а умение решить свою конкретную творческую задачу.

Исследования показывают, что занятия керамикой в системе дополнительного образования активизируют интеллектуальную деятельность детей и подростков; положительно влияют на успеваемость по так называемым основным предметам (а не «отвлекают» от них); повышают общую креативность человека; развивают воображение, без чего не может быть речи о творчестве ни в какой области человеческой деятельности. Через некоторое время они начинают заметно опережать своих ровесников и в интеллектуальном плане, и в эмоциональном и нравственном развитии.

Усиленные занятия художественным творчеством, даже предпринятые не в младшем, а в подростковом возрасте и со слабым контингентом учащихся, приводят к личностному росту детей: эмоциональная сфера обогащается, эгоистические и потребительские мотивы уступают место стремлению к саморазвитию и заботе о других; растут самостоятельность и ответственность ребенка – признаки психологического здоровья. Данные социально-психологических исследований показывают, что среди взрослых, обладающих богатым опытом общения с искусством, больше личностно развитых и социально ответственных людей.

Художественное творчество, тактично организуемое педагогом, положительно влияет на так называемых трудных подростков, помогает им преодолеть чувство отчуждения, наполнить «ценностный вакуум» (заполняемый в других условиях «антиценностями»), избавиться от тяги к самоутверждению в асоциальном поведении.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Тонкости педагогики:

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru