Таким образом, дополнительное образование детей в общеобразовательном учреждении является той сферой, которая, обладая самоценностью, в первую очередь, ориентирована на создание единого образовательного пространства и формирование у школьников целостного восприятия мира; на гармонизацию требований по реализации образовательного стандарта и создание условий для развития индивидуальных интересов и потребностей личности. В программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» для средней школы уделяется большое внимание работе с пластическими материалами. В начальной и средней школе уроки лепки из глины могут рассматриваться как важная составная часть гармоничного развития и обучения детей. Занятия керамикой в системе дополнительного образования углубляют знания и умения, полученные детьми в школе, служат оптимизации когнитивного и эмоционально-личностного развития детей, активизации процесса познания себя и окружающего мира посредством работы с глиной.
Задачи, решаемые на занятиях керамикой, чрезвычайно разнообразны. Это, в первую очередь, знакомство с окружающим миром. В рамках этой задачи происходит знакомство ребенка с особым материалом-глиной и овладение умением работать с ним. Вторая, более широкая задача- эстетическое развитие, прикосновение к древнейшему из видов искусства. На занятиях керамикой используется активно разрабатываемый в современной психологии и педагогике принцип деятельностного подхода. Только в индивидуальной и совместной деятельности детей школьного возраста происходит усвоение всего богатства социального опыта предшествующих поколений. Эстетическое воспитание на образцах народного искусства способно воздействовать на эстетическое и духовное развитие человека. Обучение приемам и навыкам традиционного художественного ремесла способствует пробуждению у учащихся интереса как к творчеству мастеров художественных промыслов, так и к самостоятельному творчеству. Задача педагога – помочь учащимся полюбить искусство керамики, познакомить с особенностями и свойствами различных ее видов - простых гончарных изделий, мелкой пластики, майолики, фаянса. Учащиеся в процессе занятий работают над художественными изделиями разными способами - лепкой (из комка, жгута, пласта), формованием на гончарном круге, а также знакомятся с разными видами декорирования изделий и обжигом.
Основной целью занятий керамикой является развитие художественного вкуса, эстетических взглядов и раскрытие творческих способностей детей.
Содержание занятий включает в себя изучение как общих закономерностей развития искусства керамики, так и самобытных национальных проявлений художественного творчества в различные исторические эпохи.
Одним из наиболее важных аспектов является формирование у детей образного, композиционно-пространственного, фактурного и колористического мышления, а также овладение приемами изготовления различных видов художественной керамики.
Овладение языком объемной пластики дает детям возможность более глубокого понимания красоты и гармонии, пробуждает желание привнести их в свою повседневную жизнь. Занятия керамикой также служат оспитанию чувства радости творческой работы, уважительного отношения к рукотворным произведениям, приобщает детей к духовным ценностям.
Основными задачами учителя на занятиях керамикой являются:
- развитие художественно- творческих способностей учащихся, их фантазии, образного мышления, воображения, инициативы, творческой активности;
- приобретение учащимися навыков практически значимых способов деятельности, умений, необходимых в быту, социальной жизни и профессиональной работе;
- приобщение учащихся к мировой художественной культуре;
- воспитание эстетического отношения к окружающей действительности, формирование восприятия керамических и скульптурных объектов как деталей интерьера, элементов оформления фасадов зданий, деталей костюма, как неотъемлемой части материальной среды обитания людей;
- воспитание гуманного отношения к людям, уважения к их труду, творчеству художника;
- расширение художественного кругозора, развитие художественного вкуса;
- воспитание чувства национального самосознания, любви к отечественной истории и культуре, окружающей среде;
- знакомство с керамикой древних цивилизаций;
- изучение русских традиционных гончарных и игрушечных промыслов;
- знакомство с различными видами декоративно-прикладного искусства;
- овладение основными приемами работы с глиной (лепка из комка, пласта, жгута, отминка в форму, формование на гончарном круге);
- освоение различных способов декорирования керамических изделий.
В программе « Изобразительное искусство и художественный труд» Б.М. Неменским был выделен принцип единства восприятия и созидания произведений искусства. Труд восприятия произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, чувств, а также овладение образным языком искусства.
Тонкости педагогики:
Систематизация проблем использования интерактивных
форм обучения у преподавателя, студента, вуза
С позиций преподавателя и вуза в целом использование интерактивных форм понимается как средство повышения качества образования. Складывающаяся социально-экономическая ситуация в современной России определяет необходимость переосмысления теоретических подходов и практических решений по подготовке сп ...
Анализ результатов контрольного эксперимента
Цель: На основе проведенного формирующего эксперимента выявить изменение уровня развития творческого воображения детей с помощью тестов. Снова использовалась методика Е. Торренса "Неполные фигуры". Тест креативности. Цель: определить, насколько сильно изменился уровень развития творческог ...
Цель, задачи, методы и организация исследования. Характеристика детей
Целью констатирующего исследования являлось выявление качественного своеобразия активного и пассивного словаря и особенностей его формирования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, III уровень речевого развития. Задачи исследования: 1. Анализ специальной педагогической литературы по пр ...