Специфика преподавания керамики в дополнительном образовании

Современная педагогика » Творчество учителя как активный элемент художественного образования » Специфика преподавания керамики в дополнительном образовании

Страница 6

Ребята постепенно, под влиянием педагога, приучаются к несвойственной оценке своих работ, то есть каждая работа принимается ими как целостная, законченная. Отход от привычных в школе оценок плохо-хорошо, удачно-неудачно служит укреплению в детях уверенности в своих силах, своей уникальности, раскрепощает их в желании самовыражения.

В возрасте 9- 13 лет дети могут принимать самое активное участие почти во всех технологических операциях по изготовлению керамических изделий.

Под руководством педагога они уже способны заниматься приготовлением глиняной массы, работать над формованием сосудов на гончарном круге.

Особенно старательны ребята при выполнении интересных практических заданий и проектов. Здесь проявляются широта интересов, смекалка, знания и умения, нередко выходящие за рамки программы. Изготовление красивых и полезных керамических изделий для них далеко уже не забава, а средство самовыражения, самоутверждения, а также предмет изучения одновременно.

В этом возрасте у детей активно развивается образно-пластическое мышление, которое неразрывно связано с умением мыслить. Одними из принципов, сформулированных Б.М. Неменским в преподавании изобразительного искусства, являются развитие художественно-образного мышления и проживание как форма обучения и освоения художественного опыта. Важную роль в развитии художественно-образного мышления детей играют представления- обобщенный образ предмета, сохранившийся в памяти, воздействующий на органы чувств. Художественный образ можно рассматривать и как специфическую форму познания. Единство воображения, эмоций и деятельности определяет качественное своеобразие художественного познания.

Яркой особенностью мышления художника, обусловленной активным участием в творческом процессе зрительных образов памяти и воображения, является его ассоциативность. Ассоциации по контрасту и по сходству постоянно присутствуют в мыслительной деятельности художника. Чем богаче, разнообразнее эти ассоциации, тем выразительнее и интереснее художественные образы, сюжеты, создаваемые на их основе. Создавая художественный образ, автор тем самым воспроизводит связь между единичным и общим, отражает ее наглядно. Одной из отличительных средств художественного образа является неразрывная связь изобразительного и выразительного моментов в едином целом. Это и определяет целостность художественного образа.

Практическим заданием по созданию художественного образа является работа над этюдами фигур животных. Этой работе предшествует наблюдение особенностей строения, повадок животного, изучение фотографий и видеосюжетов. Лучше всего – посещение зоопарка и наблюдение за поведением, движением животных, рисование набросков. Целью этого задания является построение живой подвижной натуры.

Этюд- это художественное изображение изучаемой натуры, основной способ изучения и понимания образа животного. Поэтому задача, которую ставит работа над этюдом, значительно сложнее и глубже, чем задачи наброска. Для этюда выбирается пластилин, он более мягок и пластичен, чем глина.

Педагог объясняет детям задачи работы, и сам тоже начинает создание этюда. Это задание нужно начинать с изготовления каркаса, используя проволоку и кусочки дерева, веточки. Каркас можно не прикреплять к дощечке, достаточно прилепить к ней немного пластилина и вставить в него каркас.

Лепку необходимо сверять с наброском. Когда общая форма найдена, учитель обращает внимание детей на детали, подробности передаваемой натуры. Этот этюд может служить основой для дальнейшей работы в материале, вносятся изменения в связи с требованиями композиции и свойствами материала. Создание композиции - самое трудное задание. При изображении животных, может быть, менее уместны теоретические или предвзятые формы композиции, особенно у детей. У них получаются живые, образные композиции. Цель, к которой необходимо стремиться, создание цельной работы, чтобы связь композиции с материалом была тесной и органичной. Учитель показывает наглядно эту связь на примере своей работы. Так как работа будет обжигаться в печи, то лепятся композиции, не требующие каркаса. Необходимо следить, чтобы при лепке слои глины были уплотнены, без пустот, так как воздух, оставшийся в них, при обжиге может разрушить скульптуру. Фигуры должны быть с более или менее тонкими стенками, для этого учитель показывает детям технические приемы лепки, используемые керамистами.

Для передачи шерсти животных или перышек птиц можно использовать гравировку, а в некоторых местах – лощение по кожетвердой глине.

После сушки и обжига изделие можно покрыть глазурью и еще раз обжечь, это уже будет майолика. Изображения животных в майолике очень привлекательны. Условные, декоративные образы не боятся блеска и цветности глазури. Но образы реалистические требуют некоторых ограничений в применении глазурей. В этом случае лучше всего использовать матовые глазури или цветные глины- ангобы. Для украшения интерьера школы можно сделать панно с анималистическим содержанием.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Тонкости педагогики:

Проблемы в воспитании современной молодежи
Основной социальной причиной нарушений общественных норм определённой частью молодых людей является уклад жизни, уровень развития производительных сил, зрелости общественных отношений, политической системы, системы образования, обучения и воспитания. Так преступность, пассивность, потребительские н ...

Общие понятия о средствах обучения ОБЖ
Под средствами обучения в дидактике понимаются различные объекты, которые используются преподавателем и обучаемыми в процессе обучения, делая его более эффективным и позволяя прочнее усваивать больший объем учебного материала за меньшее время. В дидактике наиболее распространено деление средств обу ...

Экспериментальное обоснование эффективности демонстрационного практикума на пропедевтическом уровне обучения информатике
Изучение проблемы применения демонстрационного практикума на пропедевтическом уровне обучения информатике привело к необходимости проведения эксперимента. Педагогический эксперимент проводился в школе №38. Шестые классы были выбран в качестве базовых для проведения экспериментального исследования п ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru