Специфика преподавания керамики в дополнительном образовании

Современная педагогика » Творчество учителя как активный элемент художественного образования » Специфика преподавания керамики в дополнительном образовании

Страница 8

Педагог рисует на доске варианты композиции пряничных форм.

Дети начинают работу с эскиза, определения общей формы пряника- квадрат или прямоугольник, или какой-то другой. Затем они выбирают сюжет пряника, рисуя его контур. Сюжет пряника может быть зооморфным или растительным, по выбору. А затем прорабатывают форму внутренним орнаментом, причем интереснее будет заполнить каждую часть формы разным орнаментом. Размер элементов орнамента зависит от общего размера заполняемой формы. Когда эскизы готовы, ребята начинают работу в материале, раскатывают глиняный пласт средней толщины на ткани. Контур пряничной формы дети вырезали из пласта, затем тонким стеком наносили рисунок. Работа выполнялась в технике горельефа, дети выбирали глину из пласта специальными петлями. В конце работы дети знакомятся с работами друг друга и педагога. После сушки пряничные формы обжигаются в печи, глазурью они не покрываются.

Детей очень увлекают условные образы народного искусства, выразительно недоговоренные или творчески изменяющие подлинную форму. Образы животных можно использовать при создании детской народной игрушки- свистульки. В соответствии с программой «Керамика народов мира» дети знакомятся с несколькими видами традиционной народной игрушки - каргопольской, филимоновской, абашевской, дымковской и др. Перед тем, как приступить к работе над свистулькой, педагог с детьми посещают музей Декоративно-прикладного искусства. Педагог проводит с детьми беседу об истории развития глиняной игрушки, ее утилитарном назначении, образности и символичности. Особое внимание уделяется тому, в виде каких животных народные умельцы лепили свистульки. Каждое животное привносило в образ свистульки свои качества, свой смысл. Также педагог обращает внимание детей на особенности пропорций и росписи игрушек разных промыслов. На занятиях в мастерской педагог широко использует иллюстрации, слайды, видеофильмы, и, конечно же, изделия народных мастеров и лучшие работы учащихся. После этого ученики приступают непосредственно к лепке, при этом педагог демонстрирует и объясняет подробно каждый этап работы. При создании дымковской игрушки лучше всего начинать с более простых заданий - лепки лошадки, а затем уже барышни и индюка. После сушки и обжига работы грунтуются водоэмульсионной краской. После высыхания грунта дети расписывают игрушки темперой или акрилом. В летний период в школе «Ковчег» мною были организованы и проведены четыре этнографические экспедиции к народным мастерам в с. Хлуднево Калужской области, с. Александрово Прасковьинка Владимирской области, в г. Киров (Вятка) на фабрику дымковской игрушки и по селам Кировской области, по гончарным промыслам Тамбовской области. В экспедициях принимали участие дети 2- 8 классов, от 10 до 15 человек в каждой экспедиции. В экспедициях ребята узнали много нового о каждом промысле, познакомились с народными мастерами. Они увидели и прошли сами весь процесс создания игрушки, начиная с добычи глины, ее подготовки, лепки и сушки, до обжига в земляной дровяной печи на улице и росписи. Все участники этих поездок – и дети, и педагоги приобрели неоценимый практический опыт. Но самым важным в этих поездках было знакомство с живыми людьми, носителями вековых традиций народа. Дети почувствовали себя тоже причастными к этим традициям, а народные мастера были рады передать им свои умения. Это радостное общение было очень важным для всех его участников. По результатам экспедиций дети составили творческий отчет с иллюстрациями, фотографиями и дневниковыми записями, который был представлен на школьный конкурс проектов.

В качестве подведения промежуточных итогов работы в мастерской организуются выставки детских работ и работ педагога. Тематические выставки проходят по окончании работы над каждой темой, например, открытие выставки посуды сопровождалось чаепитием из созданных детьми чашек с участием учителей школы и родителей детей. В конце года - оформляется самая большая итоговая выставка, которая объединяет лучшие работы детей за весь учебный год. Ребята ежегодно участвуют в конкурсах детского творчества «Радуга», «Надежда» - для детей с ограниченными возможностями здоровья, и их работы неизменно бывают отмечены грамотами и ценными подарками. В школе «Ковчег» мною ежегодно проводятся совместные выставки детских работ, сделанных за лето, и моей акварельной живописи по итогам летних творческих поездок (в Киргизию, Туву, по городам России). Открытие этих выставок сопровождается рассказами детей и педагога о своих летних путешествиях, чаепитием. Все учителя, родители и многочисленные гости школы с радостью знакомятся с экспозицией. Проведение таких выставок способствует поддержанию общей творческой атмосферы в школе, стимулирует художественную активность детей в течение учебного года, заряжает их творческой энергией.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9


Тонкости педагогики:

Составляющие духовной культуры человека
Динамика социальных преобразований в обществе вызывает необходимость по-новому решать проблемы формирования духовной культуры старшеклассников. Термины "духовная культура", "духовный мир личности", "духовные потребности", "духовные интересы" в настоящее время ...

Характеристика инновационных технологий методической работы в образовательном учреждении
Научная и инновационная деятельность сегодня как никогда нуждаются в поддержке государства. Система правового регулирования должна охватывать весь научно-исследовательский и инновационный цикл, обеспечить защиту прав интеллектуальной собственности разработчиков и общества, способствовать формирован ...

Проблемы и особенности развития дошкольного образования для детей с нарушением слуха в Красноярском крае
Имеющийся опыт интегрированного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условия общеобразовательных учреждений позволяет выделить возникающий ряд проблем в Красноярском крае: – не разделены полномочия муниципальных и краевых психолого-медико-педагогических комиссий; – т ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru