Специфика преподавания керамики в дополнительном образовании

Современная педагогика » Творчество учителя как активный элемент художественного образования » Специфика преподавания керамики в дополнительном образовании

Страница 8

Педагог рисует на доске варианты композиции пряничных форм.

Дети начинают работу с эскиза, определения общей формы пряника- квадрат или прямоугольник, или какой-то другой. Затем они выбирают сюжет пряника, рисуя его контур. Сюжет пряника может быть зооморфным или растительным, по выбору. А затем прорабатывают форму внутренним орнаментом, причем интереснее будет заполнить каждую часть формы разным орнаментом. Размер элементов орнамента зависит от общего размера заполняемой формы. Когда эскизы готовы, ребята начинают работу в материале, раскатывают глиняный пласт средней толщины на ткани. Контур пряничной формы дети вырезали из пласта, затем тонким стеком наносили рисунок. Работа выполнялась в технике горельефа, дети выбирали глину из пласта специальными петлями. В конце работы дети знакомятся с работами друг друга и педагога. После сушки пряничные формы обжигаются в печи, глазурью они не покрываются.

Детей очень увлекают условные образы народного искусства, выразительно недоговоренные или творчески изменяющие подлинную форму. Образы животных можно использовать при создании детской народной игрушки- свистульки. В соответствии с программой «Керамика народов мира» дети знакомятся с несколькими видами традиционной народной игрушки - каргопольской, филимоновской, абашевской, дымковской и др. Перед тем, как приступить к работе над свистулькой, педагог с детьми посещают музей Декоративно-прикладного искусства. Педагог проводит с детьми беседу об истории развития глиняной игрушки, ее утилитарном назначении, образности и символичности. Особое внимание уделяется тому, в виде каких животных народные умельцы лепили свистульки. Каждое животное привносило в образ свистульки свои качества, свой смысл. Также педагог обращает внимание детей на особенности пропорций и росписи игрушек разных промыслов. На занятиях в мастерской педагог широко использует иллюстрации, слайды, видеофильмы, и, конечно же, изделия народных мастеров и лучшие работы учащихся. После этого ученики приступают непосредственно к лепке, при этом педагог демонстрирует и объясняет подробно каждый этап работы. При создании дымковской игрушки лучше всего начинать с более простых заданий - лепки лошадки, а затем уже барышни и индюка. После сушки и обжига работы грунтуются водоэмульсионной краской. После высыхания грунта дети расписывают игрушки темперой или акрилом. В летний период в школе «Ковчег» мною были организованы и проведены четыре этнографические экспедиции к народным мастерам в с. Хлуднево Калужской области, с. Александрово Прасковьинка Владимирской области, в г. Киров (Вятка) на фабрику дымковской игрушки и по селам Кировской области, по гончарным промыслам Тамбовской области. В экспедициях принимали участие дети 2- 8 классов, от 10 до 15 человек в каждой экспедиции. В экспедициях ребята узнали много нового о каждом промысле, познакомились с народными мастерами. Они увидели и прошли сами весь процесс создания игрушки, начиная с добычи глины, ее подготовки, лепки и сушки, до обжига в земляной дровяной печи на улице и росписи. Все участники этих поездок – и дети, и педагоги приобрели неоценимый практический опыт. Но самым важным в этих поездках было знакомство с живыми людьми, носителями вековых традиций народа. Дети почувствовали себя тоже причастными к этим традициям, а народные мастера были рады передать им свои умения. Это радостное общение было очень важным для всех его участников. По результатам экспедиций дети составили творческий отчет с иллюстрациями, фотографиями и дневниковыми записями, который был представлен на школьный конкурс проектов.

В качестве подведения промежуточных итогов работы в мастерской организуются выставки детских работ и работ педагога. Тематические выставки проходят по окончании работы над каждой темой, например, открытие выставки посуды сопровождалось чаепитием из созданных детьми чашек с участием учителей школы и родителей детей. В конце года - оформляется самая большая итоговая выставка, которая объединяет лучшие работы детей за весь учебный год. Ребята ежегодно участвуют в конкурсах детского творчества «Радуга», «Надежда» - для детей с ограниченными возможностями здоровья, и их работы неизменно бывают отмечены грамотами и ценными подарками. В школе «Ковчег» мною ежегодно проводятся совместные выставки детских работ, сделанных за лето, и моей акварельной живописи по итогам летних творческих поездок (в Киргизию, Туву, по городам России). Открытие этих выставок сопровождается рассказами детей и педагога о своих летних путешествиях, чаепитием. Все учителя, родители и многочисленные гости школы с радостью знакомятся с экспозицией. Проведение таких выставок способствует поддержанию общей творческой атмосферы в школе, стимулирует художественную активность детей в течение учебного года, заряжает их творческой энергией.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9


Тонкости педагогики:

Изучение воздействия школьных предметов на формирование личности патриота
Таким образом, обучение как процесс передачи знаний отступило на второй план. Вперед выдвинулись общегуманистические ценности. Однако более глубокий анализ показывает, что ориентация на формирование моральных и гражданско-патриотических качеств у учащихся еще абстрактна, неконкретна, в деталях не я ...

Описание выборки и методик обследования
Диагностическая работа является важным направлением педагогического сопровождения опекунских семей, принявших на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. Цель диагностики – информационное обеспечение процесса сопровождения опекунских семей с целью выбора средств, методов и форм оказани ...

Классификация исторических документов в методике преподавания истории
К историческим источникам относится все созданное человеком, в том числе результаты его взаимодействия с окружающей средой, а также предметы материальной культуры, обычаи, обряды, памятники письменности. В широком смысле слова памятники письменности в методике называют документами. Еще в 1863г. про ...

Разделы сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru