Психологические особенности трудовой деятельности старших школьников

Современная педагогика » Исследование ценностных ориентаций старшеклассников » Психологические особенности трудовой деятельности старших школьников

Решение многих вопросов трудового воспитания подрастающего поколения существенно зависит от правильного понимания функций, целей и психологического содержания детского труда. Труд школьника имеет свою специфику. Прежде всего труд учащихся отличается от труда взрослых тем, ради чего он организован. Детский труд организуется, прежде всего, с воспитательными целями. Формирование у школьника психологической готовности к труду происходит в таких видах деятельности как: игра, учение, бытовой и производительный труд, техническое творчество.

Как показывают наблюдения, выпускник учебных заведений практически и психологически не готовы к участию в производственном труде.

Для изучения ценностных ориентаций старшеклассников, мотивов, интересов, склонностей иногда применяют проективный метод (тест на завершение незаконченных предложений, изображений и др.).

В основе этих методик лежит несознательная склонность человека к проекции, то есть к приписыванию другим людям собственных черт, стремлений и интересов.

Активное участие самого школьника в учении, труде, а также в преобразовании своей личности – важнейшая цель обучения и воспитания. Учет роли самого ребенка в формировании его личности необходим еще потому, что у него есть свои потребности, стремления и интересы. Несовпадение планов взрослых и детей объясняет трудности в воспитании. Поэтому основная задача педагога состоит в том, чтобы роль самовоспитания в формировании личности была как можно большей.

Оптимальным периодом для самовоспитания является старший школьный возраст, когда у детей свого рода «расположенность к самовоспитанию». В этом возрасте перед подростком стоит ряд жизненно важных вопросов: «Кем быть?», «Куда пойти?», и другие, происходит переоценка ценностей. Подросток готов изменить себя, готов к самовоспитанию.

Одним из видов самовоспитания является профессиональное самовоспитание. Это стремление юношей и девушек к усовершенствованию своей пригодности к той или иной профессии.

Как показали исследования психологов, представление у школьников о будущей профессии смутное: слабы представления о трудностях, социальной значимости. Важной предпосылкой самовоспитания является адекватная оценка своего соответствия требованиям профессии. В этом старшеклассники испытывают трудности потому, что у некоторых не сформирована самооценка своих способностей и своей профессиональной пригодности. Чтобы ученики правильно оценивали свои способности, необходимо проводить психологические факультативы, на которых рассказывать учащимся, как выбирается профессия, какую роль в этом играют интересы, склонности и способности человека, о критериях оценки своих возможностей, о роли и способах самовоспитания.

Психологический аспект деятельности педагога при воспитании средствами труда состоит в воздействии личным примером, в управлении воздействием среды на личность, а также управлении трудовой деятельностью личности. Педагог согласовывает содержание и формы труда с педагогическими целями, направляет трудовую деятельность таким образом, чтобы она требовала от учеников проявления тех или иных качеств, оценивает эффективность воспитательных воздействий. Роль педагога состоит также в помощи ученику повысить свой авторитет у сверстников.

В трудовом обучении многие учащиеся добиваются более значительных результатов, чем в общеобразовательных предметах. В связи с этим у ребенка возникает потребность в признании. Если он добивается повышения своего авторитета, то его активность повышается и в других видах деятельности. И одна из главных задач педагога сформировать и направить эту активность.

Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом меняется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов, что в свою очередь меняет авторитет школьника в классе. Вопрос авторитета, самоутверждения особенно большую роль играет в старшем школьном возрасте. Учитель должен поддержать и направить развивающийся интерес не только на свой предмет, но и на другие области познания. Под влиянием этого интереса будет развиваться самопознание. Труд является важнейшим фактором, влияющим на ценностные ориентации старшеклассников. Главной развивающей функцией труда является переход от самооценки к самопознанию. Кроме того, в процессе труда развиваются способности, умения и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективности труда школьник получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию в обществе.


Тонкости педагогики:

Особенности методики использования рабочей тетради в работе на уроках теоретического обучения
Трудно сегодня сказать, где и когда были в учебных целях впервые применены рабочие тетради. Есть некоторые основания полагать, что первые рабочие тетради были изданы в последней четверти прошлого столетия в Австралии и использовались «бродячими» учителями в условиях малочисленности и рассеянности н ...

Особенности развития учебно-познавательной деятельности младших школьников с ЗПР и характеристика типичных нарушений
В отечественной коррекционной педагогике понятие "задержка психического развития" является психолого-педагогическим и характеризует прежде всего, отставание в развитии психической деятельности ребенка. Основной причиной такого отставания, по мнению большинства исследователей (Т.А. Власова ...

Понятие «развивающая среда», принципы организации предметно-развивающей среды
Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. Среда развития ребенка – это пространство его жизнедеятельности. Это те условия, в которых протекает его жизнь в дошкольном учреждении. Эти условия следует рассматривать как фундамент, на котором закладыв ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru