Современные требования, предъявляемые к воспитанию и образованию, заставляют искать новые пути и способы формирования личности, адаптированной к новым социальным условиям, активизации и развития личностных качеств, необходимых для творческого преобразования социальной среды, созидания новых материальных и духовных ценностей.
Современное образование и воспитание направлено на становление нового человека - находящегося в движении, творческого, импровизирующего, доверяющего себе, мужественного, самостоятельного, способного к творческой самореализации «здесь и сейчас» (А. Маслоу). Исторически сложилось так, что специалисты по художественному воспитанию оказались первыми, кто двинулся в этом направлении: художественное образование или, лучше сказать, образование посредством искусства значимо не столько для появления художников или произведений искусства, сколько для появления лучших людей. Для нас важно мнение, высказанное А.Г. Асмоловым; «Я считаю, только тогда, когда искусство «пронзит» всю систему образования, оно (образование) станет той сферой, где рождаются ценностные и целостные миры» (выделено А.Г. Асмоловым), и далее автор продолжает: «Если понимать искусство как канал передачи личностных смыслов, то в школе все предметы, связанные с искусством должны стать не средством, а целью системы образования, осознаваемой как смысловая, понимающая педагогика».
Занятия в системе дополнительного образования имеют хорошие потенциальные возможности для развития художественных способностей и формирования на их основе способностей к творческой деятельности.
Основная цель и задача преподавания предметов изобразительного искусства в системе дополнительного образования - приобщение детей к духовной культуре как к способу передачи от поколения к поколению общечеловеческих ценностей, при восприятии и воспроизведении которых в своей деятельности происходит творческая самореализация и нравственное саморазвитие человека, сохранение целостности его внутреннего мира. Главная задача педагога - «...сделать искусство пространством возможной творческой самореализации высшего Я растущего человека» (выделено А.А. Мелик - Пашаевым) через эстетическое воспитание детей средствами искусства и художественной педагогики.
Квалификация учителя изобразительного искусства имеет особое значение в начальной школе, так как в этот период происходит активное знакомство учащихся с разными видами искусства, наукой, окружающим миром, средой и людьми. Изобразительное искусство является доминантным видом искусства для младших школьников, приносящим наиболее развивающий и воспитательный эффект, вокруг него выстраиваются другие виды искусства. Оно является важным звеном в системе общего и эстетического воспитания, одним из видов и средств художественного образования школьников. Для того чтобы общение с изобразительным искусством в младшем школьном возрасте проходило наиболее эффективно, необходимо, как показывает исследование, осуществлять его в тесной взаимосвязи с другими видами искусства (музыка, литература, театр, танец) при условии высокой квалификации учителя.
Тонкости педагогики:
Анализ занятости выпускников детского дома
Проанализировав сведения о занятости выпускников детского дома мы получили следующие данные. Из 39 выпускников 37 человек продолжили обучение: из них 4 человека обучаются (обучались) в высших учебных заведениях, в СУЗах – 3 человека, в ПТУ – 30 человек, обучаются на курсах – 2 человека, 15 человек ...
Опытное преподавание
Опытное преподавание осуществлялось мной во время прохождения педагогической практики на выпускном курсе. Опытно-экспериментальной базой являлся 11б класс школы №10 города Кирова. В это время мной было проведено несколько уроков из темы «Тригонометрические функции». Так как преподавание алгебры и н ...
Образовательная политика правительства в первой половине XIX
в. и создание историко-филологических факультетов в российских университетах
Начало XIX в. было ознаменовано крупными преобразованиями во многих сферах жизни российского общества, в том числе, и в области образования. К началу нового столетия государство еще не успело создать особые органы по управлению системой народного образования. В 1802 г. была проведена министерская р ...