Роль и место социально-гуманитарных дисциплин в образовательном процессе

Страница 1

Анализ возможностей гуманитарных дисциплин в формировании социально-личностных компетенций студентов, представленный в специальной литературе [11; 12; 13], можно свести к следующим позициям:

1. Гуманитарные дисциплины оказывают важное влияние на формирование ценностных ориентаций студентов, их профессиональных и личностных качеств как будущих специалистов;

2. Гуманитарные науки обладают огромным потенциалом формировании мотивации будущего специалиста;

3. Гуманитарные дисциплины являются средством развития личности, служат основой формирования ключевых компетенций;

4. Гуманитарные дисциплины обладают огромным спектром форм и методов познавательной деятельности, необходимых для формирования профессиональной мобильности будущего специалиста;

5. Гуманитарные дисциплины играют важную роль в формировании осознанного отношения личности к процессам самообразования и самосовершенствования [13, c. 87].

Блок социально-гуманитарных дисциплин формирует будущего специалиста как рефлексирующего субъекта профессиональной деятельности, которому свойственны:

· Большая готовность к смене квалификации и места работы (Н.Г. Багдасарьян);

· Способность не только присваивать мир предметов и идей, но и производить их, преобразовывать, созидать новые (В.В. Пустовойтов);

· Осознание ответственности за результаты своей деятельности, стремление определиться, выбрать путь развития своего «я»;

· Способность, с одной стороны, к рефлексии, потребность в ней как принятыми целями, а с другой – к самоограничению, к «осознанию приделов собственной несвободы» (В.А. Сластенин);

· «интегративная активность», предполагающая активную позицию будущего специалиста в соответствии с потребностями рынка труда и своими собственными интересами (К.А. Абульханова-Славинская);

· Обладание важнейшими индивидуальными процессуальными характеристиками (разносторонность знаний и умений, самостоятельность, творческий потенциал, уникальность), которые стимулируют стремление к взаимодействию, сотрудничеству, общению (В.А. Сластенин) [13, с. 88].

Изучение гуманитарных дисциплин в рамках образовательного процесса высшей школы может быть представлено как некая стратегия, которая реализуется на основе специфических для этого процесса принципов. В их число наряду с общепринятыми (научность, связь образования с жизнью, воспитания и развития, доступность) вошли:

1. непрерывность образования, предполагающая единство всех этапов формирования профессиональной мобильности будущих специалистов при изучении гуманитарных дисциплин;

2. системности в формировании мировоззренческих взглядов студентов;

3. гуманизации, проявляющейся в гуманистической направленности подготовки будущих специалистов, раскрытии личностного потенциала студентов;

4. динамичности, выражающейся в постоянном предвидении новых тенденций и изменений в будущей профессиональной деятельности, а также потребностей рынка труда;

5. индивидуализации. т.е. учёта интересов, склонностей и способностей студентов;

6. межпредметных связей, предполагающих взаимосвязь предметов фундаментальной и гуманитарной подготовки [13, с. 89].

Учебные планы по негуманитарным специальностям предлагают для изучения следующие гуманитарные дисциплины: история Беларуси, философия, культурология, психология, политология, социология, основы идеологии белорусского государства.

В условиях определения общегосударственных идеологических ориентиров в нашей республике история Беларуси играет определяющую роль в процессе идейно-нравственного воспитания молодежи. Содержание отечественной истории является педагогическим средством, которое обеспечивает личностное и общественное самоопределение выпускника в системе ценностей, существующих и формирующихся в белорусском социуме. Данные социологических опросов показывают, что такие традиционные ценности советского общества, как труд, гражданственность, патриотизм, национальное достоинство уступают место идеологии потребительства [14, с. 98]. На первом плане у студенческой молодежи, испытывающей на себе воздействие рыночных отношений, ценности, связанные с личным благополучием: любовь, семья, здоровье, дружба, бытовое благоустройство. Только осознанное усвоение выпускниками материальных и духовных ценностей, созданных в процессе исторического развития белорусского общества, способствует формированию чувства их сопричастности с судьбой страны и ее историей.

Страницы: 1 2 3 4 5


Тонкости педагогики:

Задачи выразительного чтения
Огромно и познавательное значение литературы в школе. Но умение читать не приходит само собой. Его надо развивать умело и последовательно. Первой, наиболее доступной для детей формой восприятия художественного произведения является слушание выразительного чтения и рассказывания учителя. «Выразитель ...

Рекомендации для педагогов-руководителей в детской субкультуре
На наш взгляд, очень важно определить, какую позицию должен занимать современный педагог-руководитель в детской субкультуре. Во время прохождения практики в Доме детского творчества №5 (далее ДДТ №5), мы вели наблюдение (см. приложение 1). Данный метод позволил сделать выводы о том, что руководител ...

Анализ бюджетных расходов на образование
Бюджетные ассигнования федерального бюджета по разделу «Образование» приведены в следующей таблице. Таблица 2 2010 год (сводная бюджетная роспись) 2011 год (проект) 2012 год (проект) 2013 год (проект) Объем, млрд. рублей 444,0 516,6 516,0 519,4 изменения к предыд. году: млрд. рублей 72,6 -0,6 3,4 в ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru