При анализе психопатологических особенностей детей с ЗПР можно отметить низкий уровень психического развития, но яснее выступает характер олигофренического слабоумия. Детям с данной патологией свойственны частые переходы от состояния активности к полной или частичной пассивности, смене рабочих и нерабочих настроений, что связано с их нервно-психическим состоянием. Продуктивными уроками бывают первый и второй, а третий и четвертый урок дети постоянно отвлекаются, не хотят работать, проявляется пассивность. Поэтому учителю приходится применять разнообразные формы и виды работ. При работе с такими детьми учитель должен не только давать определенные знания и умения, но и развивать мыслительную и умственную деятельность, познавательную активность и самостоятельность.
Задания:
на развитие
восприятия:
даются упражнения "Выложи сам".
Дается контурное изображение предмета, составленного из нескольких геометрических фигур. Необходимо изобразить такую фигуру, какую ребенок "сфотографировал" глазами. Карточки прилагаются (см. Приложение 4).
на развитие внимания:
"Запомни порядок".
Выстроить в ряд 5-6 учеников в определенном порядке. Водящий за 30 секунд запоминает этот порядок. Потом отворачивается и перечисляет, кто за кем стоит.
"Запомни числа".
На доске записаны числа в определенном порядке. Ученики запоминают эти числа, закрывают глаза, а учитель меняет местами числа. Учащиеся, открыв глаза, находят замену чисел.
на развитие памяти:
"Запомни движение".
Учитель показывает несколько движений (из 3-4 действий). Дети должны повторить их в том же порядке.
"Запомни ритм".
Учитель простукивает определенный ритм карандашом по столу. Один ученик повторяет.
Разнообразные приемы для укрепления памяти называются мнемотехникой. Важным приемом запоминания учебного материала является установление логических закономерностей.
Например, детям необходимо запомнить и зарисовать фигуру, состоящую из 3-х прямоугольников, затем рассказать, как запоминали. Сергей М. запомнил так: "Фигура похожа на корову: туловище, голова, ноги". Важно учить детей искать опорный пункт для запоминания, ни в коем случае не критиковать прием, предлагаемый ребенком.
Вот, например, Владимир Л. предложил запомнить дату 1242 - Ледовое побоище: "1 - напоминает копья, 2 - это кони (русских и крестоносцев), 4 - напоминает крест на шлемах и одеждах. Вижу копья, коней, крест - 1242".
Хорошо тренируют наблюдательность, точность памяти задания типа "Найди отличия"
. Для развития словесной памяти хорошо использовать упражнения на запоминания слов, составление с ними логических цепочек.
Перо Белка
Парнишка Скатерть
Уголь Ружье
Груша Сумка
"Пером и углем можно рисовать, белка боится ружье, парнишка ест грушу, поставил на скатерть сумку".
Можно на уроках проводить упражнения "Говорим в унисон"
, когда маленькие стишки (2-4 строки) дети учат в паре. Отлично тренируют внимание, память, пространственное воображение игры "зашифрованные рисунки" (они аналогичны игре "Морской бой"). Прекрасно развивает память игра "Слепая муха" (кружок на поле, расчерченном на квадратики), к концу игры можно делать до 10-15 ходов. Эффективна игра "Снежный ком", где участник должен воспроизвести все предшествующие слова и добавить свое.
на развитие воображения:
"Узнай кто я?".
Учащимся нужно угадать предмет по устному описанию.
"Волшебное яйцо".
Тонкости педагогики:
Концепция музыкального образования
Сегодняшняя жизнь ставит новые проблемы перед музыкальным образованием. Они порождены новой социально-культурной ситуацией: с 1993 года ученые констатируют обесценивание знаний как духовного богатства человека – над умами властвует примитивное материальное (денежное) богатство. Фундаментальные сдви ...
Сочетание обучения с научной деятельностью
Обучение в Германии делает основной акцент на практических аспектах, а также подразумевает совмещение учебного процесса с научными исследованиями. Соответственно подбирается и профессорско-преподавательский состав — это преподаватели, имеющие большой опыт работы по специальности (не менее 5 лет). Т ...
Методы научного прогнозирования, применяемые в педагогике
Широко используемые педагогикой собственные, традиционные методы – наблюдение, опытная работа, собеседование, анкетирование, анализ письменных и графических работ учащихся, педагогический эксперимент, изучение учебной документации и другие – сами по себе весьма полезны на этапе получения фактическо ...