Психолого-педагогические подходы к обучению детей чтению

Современная педагогика » Совершенствование навыков техники чтения » Психолого-педагогические подходы к обучению детей чтению

Страница 1

Процесс развития человека – это постоянное взаимодействие с окружающей средой. Среда постоянно меняется, и сам человек, прежде всего, воздействует на неё. У него возникают новые потребности. Они побуждают человека к новой деятельности. Опираясь на знание закономерностей развития человека, который будет жить в обществе, учитель может сознательно формировать у учащихся необходимые потребности, интересы, убеждения.

Точно также учитель может и должен формировать у учащихся потребность и постоянное стремление усвоить язык как средство общения, совершенствовать свою речь, сознательно развивать её, обогащать, делать более выразительной. В начальном обучении закладываются основы знаний, умений и навыков; младших школьников с самых первых дней пребывания в школе должны учить понимать образное содержание произведения, приобщать к искусству слова – художественной литературе, формировать потребность в чтении книг, а чтение уже само по себе повышает культуру, обогащает учащихся знаниями, расширяя их кругозор.

Психологи говорят, что особенность развития ребёнка младшего школьного возраста заключается не в том, что он в состоянии выполнить и достичь сегодня, а в потенциальных возможностях, которыми он располагает.

Овладение речью вносит в общее развитие ребёнка качественные изменения благодаря тому, что само слово обобщает, становится сигналом, знаком предмета, действия или признака. Слова, кроме того, обозначают и связи между предметами и явлениями окружающей жизни. С помощью слов устанавливаются временные, причинно-следственные и другие отношения. В словах выражаются требования к поведению, нравственные правила, цели действия, осмысливаются эмоции, закладываются представления об окружающей жизни.

Среди достижений психологической науки следует отметить разработку положения о том, что в коре больших полушарий головного мозга действуют системы нервных связей, они возникают в процессе учебной деятельности, жизненного опыта, обучения. Эти « функциональные системы» формируются сразу же, как целые системы, а не как механическое соединение компонентов.

Современные исследования психологов и работы лингвистов не могли не отразиться на теории и практике обучения детей в школе. Они в корне изменили даже самый подход к процессу обучения, в том числе к обучению языку и развитию мышления и речи.

Психика человека при включении в деятельность орудий и знаков приобретает новое качество, а не только претерпевает количественное изменение. Овладение языком, в сущности, до основания перестраивает психику человека, а не добавляет к ней что-то дополнительное (12. 139-140).

Психологи полагают, что трудности детской самостоятельной речи объясняются как раз неразработанностью оперативной речевой памяти, и формирование этого механизма - одна из главных задач развития речи в школе. Здесь играет большую роль память. Запечатлеть, т. е., первый акт памяти, не совершается как одномоментный «отпечаток» воспринимаемого предмета на какой-то пластической массе. Запоминание есть результат определённой активной деятельности человека с запоминаемым содержанием (14. 201).

Известные психолингвисты А.А. Леонтьев, И.А. Зимняя и психологи А.Н. Соколов, Н.И. Жинкин рассматривают чтение как один из видов речевой деятельности. А речевая деятельность « представляет собой активный, целенаправленный, опосредованный языковой системой и обусловленный ситуацией общения процесс передачи или приёма сообщения» (Зимняя)

Речевая деятельность, а, следовательно, и чтение, имеет определённую структуру, предметное содержание, речевые механизмы.

Какова структура речевой деятельности?

Первый её уровень – мотивационное звено, наличие мотивов и цели действия. Такими мотивами чтения у младших школьников являются желание научиться читать, что-то конкретно узнать из книг, понять, о чём в ней говорится, получить удовольствие от чтения.

Второй уровень деятельности – ориентированно-исследовательский, уровень планирования, внутренней организации речевой деятельности. В чтении этот уровень реализуется в просмотре текста, его заголовка, определения темы, установления связей, прогнозирование содержания. Ученик рассматривает структуру текста и пытается предугадать события. Эта рабочая часть связана с первичным восприятием текста, моделированием его содержания.

Третий уровень любой деятельности – исполнительский. При чтении ученик производит смысловую обработку текста, использует различные действия: размечает тексты, подчёркивает важные мысли, объединяет их; расставляет эмоциональные акценты, определяет личностное отношение к событиям, героям, осмысливает и решает, в чём же смысл событий и поступков, или выделяет путём анализа главную мысль в научно-популярной статье. Результатом, продуктом действия с текстом становится понимание его смысла.

Для чтения вслух необходимо, чтобы было развито слуховое и зрительное восприятие звуков, слов, сочетаний слов, предложений, небольшого законченного текста. Кроме того, важно, чтобы был чётко поставлен речевой аппарат – произношение, правильное дыхание, голос. Конечно, важна и развитая память и, главное, - мышление, которое необходимо для понимания предметного, фактического содержания текста, его подтекста и смысла, а, следовательно, в художественном тексте – это понимание образного, эмоционального и логического содержания, а при чтении научно-популярных текстов – осмысление логических связей, содержания и основной мысли. И та и другая формы чтения требуют развитого внимания (схема 1).

Восприятие

Чтение вслух

Мышление

Страницы: 1 2 3


Тонкости педагогики:

Организация профилактики правонарушений для несовершеннолетних в образовательном учреждении
Цель практической части: создание условий для выявления взаимосвязи между уровнем досуговой занятости подростков и совершением правонарушений. Задачи: Подобрать объект исследования; Изучить личностные особенности подростка; Организовать проведение методик, анкеты; Провести обработку данных; Дать ре ...

Этапы развития образования на разных стадиях развития общества
Этап первобытно-общинной стадии развития По мнению официальной (светской) науки, человечество берет начало своей истории в первобытно-общинных отношениях. Это отношения между членами популяции существ, базирующиеся на временном (2) - по необходимости, в связи с важным событием, например охотой или ...

Сотрудничество детского сада и семьи
В настоящие годы к дошкольному учреждению предъявляются повышенные требования. Десятилетие назад наше государство всячески подчеркивало социальную функцию дошкольного учреждения – освобождение женщины – матери для участия в общественном производстве. Возрастание роли образования, которое наблюдаетс ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru