Зрительное Слуховое Эмоциональное |
|
Логическое Образное |
Внимание |
Внешняя Внутренняя |
Память |
Произвольное Непроизвольное |
Долговременная Краткосрочная |
Схема 1
Что же касается механизма чтения, то он имеет два варианта: чтение про себя и чтение вслух.
Модель первого - чтение про себя:
Зрительное восприятие |
Кодовый переход с графического кода на фонемный |
Переход на мысленный код (понимание) |
Модель второго - чтение вслух:
Зрительное восприятие |
Кодовый переход с графического кода на фонемный |
Переход на мысленный код (понимание) |
Переход на акустический код |
Схема 2
Сформировать сознательного читателя - ребёнка - совсем не простая задача, стоящая перед начальной школой.
Чтобы научить ребёнка читать необходимо, вооружить его техникой чтения, сформировать правильный механизм восприятия художественного и научно - познавательного текста, детской книги, научить работать с текстом, выработать соответствующие учебные и читательские умения.
Сложность этой задачи заключается в том, что при обучении чтению необходимо учитывать психические процессы , которые включены в чтение , активно влиять на определённые анализаторы, речедвигательный аппарат. Кроме того, ребёнок должен читать и говорить правильно, чётко, внятно, быстро.
Само формирование восприятия читаемого – также сложный процесс: сначала формируется восприятие букв, затем слов, сочетаний слов и целого контекста. Развитие восприятия связано с расширением поля чтения, правильностью чтения. Особой заботы требует совершенствование смыслового восприятия текста – от понимания его предметной стороны до глубокого проникновения в смысл текста. Разные уровни понимания свидетельствует о разной читательской подготовке и ступени обучения чтению.
При чтении ребёнок должен овладеть упреждающим синтезом, или, как говорят психологи, антиципацией, т.е. предвосхищением читаемого, его связей и удержанием их в памяти (Н.И.Жинкин), видеть опорные слова, несущие смысл.
Овладев инструментом чтения – его техникой и пониманием текста, ребёнок должен продвинуться с подготовительной на основную ступень читательской деятельности, овладеть определёнными знаниями, умениями, навыками восприятия произведения разного жанра, при чём восприятия активного, выражающегося в отношении, оценках, эмоциональных впечатлениях, понимании смысла и подтекста. Умение читать - это особое умение.
Следовательно, процесс становления читателя - младшего школьника - сложная задача, осуществляемая поэтапно, в течение нескольких лет; каждый этап обучения, ведущий к достижению данной цели, имеет свои параметры.
Помимо познавательной, умственной деятельности большую роль играет живой социальный опыт читателя, образная и эмоциональная сфера, а от того насколько они развиты, полнота восприятия. Обычно читательская зрелость наступает у взрослого читателя.
Итак, на первоначальных ступенях обучения читательская деятельность ребёнка зависит от того, как он освоил её инструмент – технические навыки, сочетаемые с элементарным пониманием читаемого текста.
Механическое восприятие текста, в котором отсутствует мотивационно – ориентировочное звено, интеллектуальная активность, чётко осознаваемая задача чтения, соответствующие действия и операции смысловой обработки текста, самоконтроль и оценка, не является читательской деятельностью и не может служить целям умственного развития его как читателя.
Анализ существующей практики обучения чтению в начальной школе свидетельствует о том, что формированию действий и операций, с помощью которых осуществляется процесс чтения, учителя уделяют мало внимания. Этот процесс не всегда бывает целенаправленным и доведённым до самостоятельного овладения школьниками тем или иным действием, особенно слабо формируются умения контроля и оценки.
Тонкости педагогики:
Построение оптимальной модели процесса обучения учащихся VII-VIII классов
при освоении технологических операций на токарно-винторезном станке
Уроки технологии имеют свою оправданную специфику, выражаемую рядом особенностей по сравнению с уроками других учебных предметов. Во-первых, на занятиях по технологии сложилась оправдавшая себя практика сдвоенных уроков. Это объясняется тем, что центральное место на уроках технологии отводится имен ...
Психологические типы личности
Юнг считал исследование психики наукой будущего. Для него актуальная проблема человечества заключалась не столько в угрозе перенаселения или атомной катастрофе, сколько в опасности психической эпидемии. Таким образом, в судьбе человечества решающим фактором оказывается сам человек, его психика. Для ...
Отражение живой диалектики в произведении
Знакомство с романом Шолохова «Поднятая целина», столь неоднозначно воспринимаемым в наше время, лучше всего начать с погружения в его языковую стихию. Начнем с чтения первых страниц романа. «В конце января, овеянные первой оттепелью, хорошо пахнут вишневые сады. В полдень где-нибудь в затишке (есл ...