Психолого-педагогические подходы к обучению детей чтению

Современная педагогика » Совершенствование навыков техники чтения » Психолого-педагогические подходы к обучению детей чтению

Страница 3

Познавательный интерес является ведущим мотивом - целью учебной и читательской деятельности школьников. Вначале – это просто желание научиться читать, испытываемое всеми детьми. Затем – побольше узнать, найти в книге ответы на интересующие вопросы. И, наконец, удовлетворить хоть в какой-то мере ненасыщаемый познавательный интерес, получить эстетическое удовольствие от общения с книгой как великим чудом, вобравшим в себя весь опыт жизни человека, социальные и нравственные идеалы, образцовый язык, желания и чаяния народа, его эмоциональную сферу, культуру общества.

Следует, однако, заметить, что среди многих учителей, особенно начальной школы, бытует мнение, что формирование познавательных мотивов осуществляется, главным образом, ещё до начала активной учебной деятельности детей в школе. На самом деле, эти мотивы формируются в процессе самой учебной и читательской деятельности и являются продуктом их правильной организации. Такие мотивы Д.Б. Эльконин называл учебно-познавательными и считал их формирование важнейшей задачей уже в начальной школе. В результате исследований психологов установлено, что формирование учебно-познавательных мотивов у учащихся начальной школы будет наиболее успешным, если все занятия проводятся на достаточно высоком уровне трудности. При этом используются дифференцированные задания разной степени трудности, стимулируется и поощряется самостоятельное составление учащимися различных учебных задач, перед учащимися ставятся чёткие и ясные цели, ученики усваивают способы получения знаний. Сформированные учебно-познавательные мотивы в значительной мере стимулируют и читательскую деятельность школьников. Она складывается, если в процессе обучения чтению формируется её основной мотив – потребность читать книги и умение ориентироваться в мире книг. Эта проблема убедительно раскрыта в работах Н.Н. Светловской.

Подводя итог сказанному, можно сделать следующие выводы:

- повышение культуры звучащей речи младших школьников базируется на усвоении ими родного языка: знание фонетики, словаря, законов сочетаемости слов, уместности их употребления в контексте;

- при обучении младших школьников выразительности речи и чтения необходимо соблюдать постепенность, последовательность, памятуя о комплексности задачи и сложности её выполнения;

- речь усваивается детьми в процессе общения с окружающими взрослыми, и, прежде всего с учителями и товарищами по классу, причём общение должно быть активным, организованным, при полной заинтересованности участников общения;

- формирование умения читать расширяет возможности обогащения представлений, пополняет и уточняет словарь детей, совершенствует синтаксис их высказываний; в процессе чтения и анализа образного содержания читаемого текста воспитывается внимание к художественному слову, его семантике, его способности передать чувства и мысли, воздействовать на слушателя.

Очевидно, что пробудить интерес ребёнка к чтению-творчеству способны только люди творческие, сами испытывающие радость от общения с книгой, способные вести с автором диалоги, общаться.

Страницы: 1 2 3 


Тонкости педагогики:

Диагностические методики исследования творческой личности
Методики определения уровней развития эстетических способностей имеют целью выявить ту или иную грань чувства формы во взаимосвязи со способностями воображения и эмпатии, вчувствования в форму. В нашей стране и за рубежом выполнены фундаментальные исследования по психологии творчества, общих и спец ...

Сравнительный анализ УМК по английскому языку для 8 класса средней школы
Нами были проанализированы следующие УМК: УМК по английскому языку “Happy English.ru” для 8 класса (авторы Кауфман М. и Кауфман К.); УМК по английскому языку “Happy English” для 8 класса (автор Клементьева Т.Б.). 1) Учебно-методический комплект “Happy English.ru” для 8 класса предлагает линию учебн ...

Отбор учебного материала
Конспект темы: Адресациия в IP-сетях. В стеке TCP/IP используются три типа адресов: локальные (называемые также аппаратными или физическими), IP-адреса (называемые также сетевыми, логическими или протокольными) и символьные доменные имена. MAC-адрес состоит из двух частей – 24-разрядного уникальног ...

Разделы сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru