Использование краеведческих материалов при подготовке рефератов и докладов

Современная педагогика » Использование краеведческих материалов в процессе преподавания экологии в средней школе » Использование краеведческих материалов при подготовке рефератов и докладов

Под рефератом понимается научно-исследовательская работа, представляющая собой обзор литературы и других источников по определенной тематике, например, по краеведению. Работа эта выполняется учеником и оценивается учителем.

Можно выделить несколько аспектов позитивного влияния написания рефератов:

изучение литературы способствует увеличению интеллектуального багажа ученика и, прежде всего специальных знаний;

изучение литературы улучшает навыки работы с источниками, создавая базис для последующего написания работ более высокого уровня;

реферат является индикатором аналитических и синтетических (способность к обобщению) возможностей учащегося, показывая педагогу направления работы по совершенствованию личности ученика как возможного будущего молодого ученого.

К написанному реферату предъявляются следующие основные требования:

а) объем реферата должен быть не менее 10-15 машинописных страниц и оформлен в машинописном виде;

б) в структуре реферата должны быть содержание, введение, заключение, список литературы, основная часть, включающая не менее трех разделов;

в) список использованных источников должен включать не менее 5 источников;

г) в реферате желательно поместить рисунки, графики, таблицы, фото и другие иллюстрации;

д) каждый раздел реферата должен заканчиваться собственным кратким выводом учащихся (Кочетков, 2001).

Доклад – конспективное переложение содержания документа, связанного с изучением и обработкой документов и других литературных источников, с целью извлечения из них наиболее существенных сведений и (или) их обобщения (Жанры информационной литературы…, 1983).

Доклад, как и реферат, является значительным элементом образовательного процесса с присущими ему своеобразными аспектами, позитивного влияния.

Но доклад еще в отличие от реферата, еще нельзя назвать научно-исследовательской работой, т.к. существует ряд отличий по предъявляемым к докладам требований:

а) по объему доклад меньше реферата;

б) по содержательному изложению материала;

в) по предъявляемым требованиям к оформлению.

Примерная тематика рефератов и докладов эколого-краеведческого характера для учащихся 10-11 классов приводится нами в Приложении 2.

Таким образом, рефераты и доклады являются неотъемлемой частью учебного процесса. Они позволяют более глубоко изучить экологические вопросы и проблемы родного края.


Тонкости педагогики:

Сочетание обучения с научной деятельностью
Обучение в Германии делает основной акцент на практических аспектах, а также подразумевает совмещение учебного процесса с научными исследованиями. Соответственно подбирается и профессорско-преподавательский состав — это преподаватели, имеющие большой опыт работы по специальности (не менее 5 лет). Т ...

Методические рекомендации для учителей английского языка по подготовке учащихся к выполнению заданий ЕГЭ по аудированию
Одной из проблем, с которыми столкнулось образование с переходом к Единому Государственному Экзамену, является педагогическая подготовка не только школьников и их родителей, но и учителей. В связи с этим мы подобрали методические рекомендации, которые наилучшим образом помогут учителям в подготовке ...

Методический эксперимент
Методический эксперимент включает в себя три этапа: Констатирующий эксперимент. Формирующий эксперимент. Контрольный эксперимент. Экспериментальной базой для нашего исследования является 8а класс ГОУ СОШ № 18 г.Сыктывкара. Учитель английского языка – Воронина Людмила Александровна. В эксперименте п ...

Разделы сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru