Использование краеведческих материалов при подготовке рефератов и докладов

Современная педагогика » Использование краеведческих материалов в процессе преподавания экологии в средней школе » Использование краеведческих материалов при подготовке рефератов и докладов

Под рефератом понимается научно-исследовательская работа, представляющая собой обзор литературы и других источников по определенной тематике, например, по краеведению. Работа эта выполняется учеником и оценивается учителем.

Можно выделить несколько аспектов позитивного влияния написания рефератов:

изучение литературы способствует увеличению интеллектуального багажа ученика и, прежде всего специальных знаний;

изучение литературы улучшает навыки работы с источниками, создавая базис для последующего написания работ более высокого уровня;

реферат является индикатором аналитических и синтетических (способность к обобщению) возможностей учащегося, показывая педагогу направления работы по совершенствованию личности ученика как возможного будущего молодого ученого.

К написанному реферату предъявляются следующие основные требования:

а) объем реферата должен быть не менее 10-15 машинописных страниц и оформлен в машинописном виде;

б) в структуре реферата должны быть содержание, введение, заключение, список литературы, основная часть, включающая не менее трех разделов;

в) список использованных источников должен включать не менее 5 источников;

г) в реферате желательно поместить рисунки, графики, таблицы, фото и другие иллюстрации;

д) каждый раздел реферата должен заканчиваться собственным кратким выводом учащихся (Кочетков, 2001).

Доклад – конспективное переложение содержания документа, связанного с изучением и обработкой документов и других литературных источников, с целью извлечения из них наиболее существенных сведений и (или) их обобщения (Жанры информационной литературы…, 1983).

Доклад, как и реферат, является значительным элементом образовательного процесса с присущими ему своеобразными аспектами, позитивного влияния.

Но доклад еще в отличие от реферата, еще нельзя назвать научно-исследовательской работой, т.к. существует ряд отличий по предъявляемым к докладам требований:

а) по объему доклад меньше реферата;

б) по содержательному изложению материала;

в) по предъявляемым требованиям к оформлению.

Примерная тематика рефератов и докладов эколого-краеведческого характера для учащихся 10-11 классов приводится нами в Приложении 2.

Таким образом, рефераты и доклады являются неотъемлемой частью учебного процесса. Они позволяют более глубоко изучить экологические вопросы и проблемы родного края.


Тонкости педагогики:

Акмеологические аспекты формирования культуры здоровья
Здоровье является одним из феноменов, наиболее остро определяющих специфику современного состояния общества в его движении к исторически новому состоянию. Проблемы здоровья исследуют ученые многих специальностей: врачи, организаторы здравоохранения, педагоги, философы, гигиенисты, экологи, социолог ...

Анализ ГОСО РК, программных требований по русскому языку для 3 класса к развитию письменной речи младших школьников
Современная школа за последние годы делает много для того, чтобы успешно решать задачу подготовки творчески мыслящей личности, способную к активной трудовой и умственной деятельности в различных областях общественной и государственной жизни. Задачи языкового образования и речевого развития школьник ...

Содержание программы по изучению уровня сформированности устной и письменной речи детей с интеллектуальной недостаточностью
Методика состоит из 9 разделов. (Карта обследования см. Приложение №2). 1 – й этап направленный на исследование звукопроизносительной стороны речи и включает в себя 5 проб. Все звуки разделены на 5 групп: 1 группа – свистящие С, Сь, З, Зь, Ц; 2 – шипящие Ш, Ж, Ч, Щ; 3 – Л, Ль; 4 – Р, Рь; 5 – другие ...

Разделы сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru