Роль социально-гуманитарных дисциплин в формировании и развитии социально-личностных компетенций студентов

Современная педагогика » Роль социально-гуманитарных дисциплин в формировании и развитии социально-личностных компетенций студентов

Социально-личностные компетенции, современное инновационное образование, студенты, педагоги, гуманитарные дисциплины, гуманизация образования, образовательная технология, мотивация в обучении.

Объектом исследования является процесс формирования социально-личностных компетенций студентов. Предметом исследования является влияние социально-гуманитарных дисциплин на процесс формирования социально-личностных компетенций студентов.

Цель работы: определение роли социально-гуманитарных дисциплин в формировании и развитии социально-личностных компетенций студентов.

В работе рассматриваются место и роль социально-гуманитарных дисциплин в формировании социально-личностных компетенций студентов. С позиции студента оценивается влияние дисциплин гуманитарного цикла на формирование личности. В работе проанализирован широкий круг специальной литературы по проблеме, а также использованы материалы анкетного опроса студентов. Автор работы, опираясь на проведённый в студенческих группах опрос, анализирует влияние личности преподавателя гуманитарных дисциплин на студентов негуманитарных специальностей. Основным выводом работы является вывод о влиянии социально-гуманитарных дисциплин на формирование социально-личностных компетенций студентов.

Внедрение: Результаты НИР также могут найти практическое применение в преподавании дисциплин гуманитарного цикла в вузе.

В данном исследовании в качестве основного вопроса для изучения избрана проблема влияния и роли социально-гуманитарных дисциплин в формировании социально-личностных компетенций студентов. Проблема обозначена не случайно. В рамках высшей школы широко ведутся дискуссии об инновационном образовании, его перспективах. Интерес автора работы к данной теме обусловлен следующими причинами: являясь студенткой четвёртого курса высшего учебного заведения, автор включён в образовательный процесс высшей школы (видит его «изнутри»), кроме того, местом работы автора НИР является средняя школа, которая готовит будущих студентов. Совмещение деятельности учителя и студента породило интерес исследователя к вопросам образования.

Образовательный процесс представляется автору научной работы как открытый, доступный для обсуждения и дискуссий; как процесс, где студент и педагог находятся в состоянии диалога, взаимно обогащают друг друга знаниями. Такое видение процесса образования предлагается современными нормативными документами в сфере образования (в частности, декларируется принцип открытости образования). Однако, в реальности не всё не так однозначно, например выступление автора на студенческой научной конференции породило у некоторых присутствующих преподавателей вопрос: на каком основании студентка (не преподаватель вуза, человек без учёной степени) рассуждает об образовательном стандарте, анализирует его положения. Ответ очевиден: на основании того, что одним из принципов современного образования является его открытость, возможность студента чувствовать себя не объектом, а субъектом процесса обучения.

Образовательный процесс автором работы рассматривается не как образование ради образования, а как нацеленная на результат деятельность двух сторон: преподавателей и студентов. Конечным результатом этого процесса, согласно современной парадигме образования, должен стать выпускник, специалист готовый к работе в современных условиях, с компетенциями не только в своей специальной сфере, но и обладающий социально-личностными компетенциями: умением работать в команде, приспосабливаться к динамично меняющейся ситуации на рынке труда, готовый к дальнейшему повышению квалификации, конструктивно относящийся к критике, готовый к инновационной деятельности, мыслящий, креативный. Формированию таких компетенций у студентов способствуют, во многом, социально-гуманитарные дисциплины, которые не только расширяют кругозор студента негуманитарного профиля, но и способствуют формированию этих самых социально-личностных компетенций. Однако, такие компетенции студент сможет выработать в процессе учёбы при выполнении ряда условий: высокая внутренняя мотивация получения образования, желание учиться не ради диплома, а ради приобретения профессии, высокая профессиональная квалификация педагогов, их умение учить, грамотность в психологических и педагогических вопросах, понимание студентом важности не только узкопрофильных предметов, но и других предметов, заложенных в учебной программе вуза. Таким образом в данном студенческом научном исследовании была сформулирована исследовательская проблема: выявление роли социально-гуманитарных дисциплин в формировании социально-личностных компетенций студентов. Для достижения поставленной в исследовании цели решаются следующие задачи: выясняется сущность социально-личностных компетенций как результата современного образования; определяется роль и место социально-гуманитарных дисциплин в образовательном процессе; выявляется роль и место педагога гуманитарного профиля в формировании у студентов социально-личностных компетенций; а также влияние мотивации в обучении на формирование социально-личностных компетенций студентов. В рамках исследования для получения первичного материала автором студенческой научной работы проведён опрос среди студентов своего вуза (см. приложение). Результаты опроса использованы при обосновании выводов. Также проанализирован широкий круг источников по проблеме: макет образовательного стандарта, статьи в научных изданиях, учебники, рабочие программы некоторых дисциплин, монографии.


Тонкости педагогики:

Понятие раннего возраста в психолого-педагогической литературе
Ранний возраст - особый период становления органов и систем и прежде всего функций мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. В ...

Педагогические принципы организации краеведения
Школьное краеведение строится на общих принципах теории обучения и воспитания. Педагогические принципы связи обучения и воспитания с жизнью являются методологической основой школьного краеведения. Общими принципами для организации краеведческой работы являются: принципы соответствия содержания и ме ...

Университетские реформы второй половины XIX века
В ходе проводившихся в России в 60-е гг. преобразований проблемы развития университетов занимали не последнее место. Реформы Александра II нуждались в резком увеличении числа образованных людей, серьезных переменах в сфере народного просвещения. Не случайно, поэтому стал вопрос о существенных измен ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru