Социально-личностные компетенции как результат современного образования

Страница 1

Главным для современного высшего образования является акцент на формирование социально активной и профессионально востребованной личности.

Одним из основных понятий в современном образовании стало понятие компетенции как характеристики качеств выпускников вуза.

Существует несколько трактовок термина «компетенция».

Компетентность – выраженная способность применять свои знания и умения на практике [1, с. 28].

Компетенция – знания, умения и опыт, необходимые для решения теоретических и практических задач [2, с. 81].

В «Макете образовательного стандарта» компетенции разделяются на следующие категории: социально-личностные, академические, профессиональные (общепрофессиональные, специально-профессиональные) [3].

Формирование и развитие компетенций у выпускника вуза не может быть реализовано лишь посредством преподавания учебных дисциплин. Не мене важными составляющими этого процесса является внедрение соответствующих организационных форм учебного процесса, инновационных педагогических систем и технологий, методик активного обучения, методик и технологий текущего и итогового диагностирования результатов социально-профессиональной подготовки выпускников [4, с. 14]. Особую роль при этом приобретает - управляемая самостоятельная работа студентов.

В пунктах 6.2, 6.3, 6.4 «Макета» представлены требования к компетенциям выпускника по трём группам: академические компетенции, социально-личностные компетенции и профессиональные компетенции.

Требования к академическим компетенциям:

Специалист должен обладать следующими академическими компетенциями:

1. владеть и применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач;

2. владеть системным и сравнительным анализом;

3. владеть исследовательскими навыками;

4. уметь работать самостоятельно;

5. быть способным порождать новые идеи (креативность);

6. владеть междисциплинарным подходом при решении проблем;

7. иметь навыки, связанные с использованием технических устройств, управлением информацией и работой с компьютером;

8. иметь лингвистические навыки (устная и письменная коммуникация);

9. уметь учиться, повышать квалификацию в течение всей жизни [3].

Требования к социально-личностным компетенциям. Специалист должен иметь следующие социально-личностные компетенции:

1. обладать качествами гражданственности;

2. быть способным к социальному взаимодействию;

3. обладать способностью к межличностным коммуникациям;

4. владеть навыками здоровьезбережения;

5. быть способным к критике и самокритике (критическое мышление);

6. уметь работать в команде [3].

Требования к профессиональным компетенциям. Специалист должен обладать следующими профессиональными компетенциями по видам деятельности:

Организационно-управленческая деятельность:

1. работать с юридической литературой и трудовым законодательством;

2. организовывать работу малых коллективов исполнителей для достижения поставленных целей, планировать фонды оплаты труда;

3. контролировать и поддерживать трудовую и производственную дисциплину;

4. составлять документацию (графики работ, инструкции, планы, заявки, деловые письма и т.п.), а также отчётную документацию по установленным формам;

5. взаимодействовать со специалистами смежных профилей;

6. анализировать и оценивать собранные данные;

7. разрабатывать, представлять и согласовывать представляемые материалы;

8. вести переговоры, разрабатывать контракты с другими заинтересованными участниками;

9. готовить доклады, материалы к презентациям и представительствовать на них;

10. пользоваться глобальными информационными ресурсами;

11. владеть современными средствами телекоммуникаций [3].

Также даны компетентностные требования на уровне учебных дисциплин (п. 7.5). Учебно-методическое обеспечение должно быть адекватно компетентностному подходу, поэтому необходимо внедрение инновационных образовательных систем и технологий:

1. вариативных моделей управляемой самостоятельной работы студентов;

2. учебно-методических комплексов;

3. модульной системы обучения;

4. рейтинговой системы оценки;

5. тестовых и других систем оценки уровня компетенций студентов;

6. информационных технологий в учебном процессе [3].

Для формирования заявленных компетенций в инновационных технологиях обучения необходимо задействовать коммуникативную составляющую современного учебного процесса [5, с. 43]. Задачей педагога является выработка у обучаемого навыков общения с компьютером, воспитание качеств коммуникативности и социальной интерактивности [6, с. 44]. Не последнюю роль играют при этом инновационные гуманитарные образовательные технологии (технология управления конфликтами, методы переговоров, кейс-технологии, социальные игры, метод проектов, тренинги демократического поведения, тренинги социального управления) [7, с. 128]. При организации современного процесса обучения невозможно обойтись без управляемой самостоятельной работы обучаемого: изучение учебного материала, осуществление самоконтроля и получение самооценки, выполнение самоанализа по результатам выполненных учебных мероприятий и проведение самокоррекции своей последующей учебной деятельности [7, с. 131]. Таким образом, компетенцию можно понимать как выраженную способность применять свои знания и умения на практике [8, с. 66].

Страницы: 1 2


Тонкости педагогики:

Рекомендации для педагогов-руководителей в детской субкультуре
На наш взгляд, очень важно определить, какую позицию должен занимать современный педагог-руководитель в детской субкультуре. Во время прохождения практики в Доме детского творчества №5 (далее ДДТ №5), мы вели наблюдение (см. приложение 1). Данный метод позволил сделать выводы о том, что руководител ...

Подготовка мастера к занятиям
УЧЕБНЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КАБЕЛЬНЫЙ учащийся Содержание подготовки мастера к теме Подготовка мастера к изучению темы учебной программы включает: - анализ содержания учебного материала темы; - распределение его по урокам и определение задач каждого урока; - определение содержания и количества учебно- ...

Опытное преподавание
Опытное преподавание осуществлялось мной во время прохождения педагогической практики на выпускном курсе. Опытно-экспериментальной базой являлся 11б класс школы №10 города Кирова. В это время мной было проведено несколько уроков из темы «Тригонометрические функции». Так как преподавание алгебры и н ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru