В качестве приоритетных образовательных технологий и методов, адекватных компетентностной модели обучения, можно рассматривать проблемное обучение, технологии сотрудничества, метод проектов, модульное обучение [9, с. 20].
Ключевые (базовые, универсальные компетенции) – это готовность обучающихся использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач [10, c. 29]. К таким компетенциям относятся:
1. Компетенции в сфере познавательной деятельности, основанные на усвоении способов самостоятельно приобретать знания из различных источников информации;
2. Компетенции в сфере общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, члена социальной группы, коллектива и т.д.);
3. Компетенции в сфере трудовой деятельности (умение анализировать, использовать ситуацию на рынке труда, оценивать свои профессиональные возможности и т.д.);
4. Компетенции в бытовой сфере (включая аспекты семейной жизни, сохранения и укрепления здоровья и т.д.);
5. Компетенции в сфере культурной деятельности (использование свободного времени с целью культурного обогащения личности) [10, с. 30].
Понятия «компетентностный подход» и «компетентности» были введены в педагогический дискус давно, но широкое распространение получили сравнительно недавно в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации образования [4, с. 13]. Появились теоретические работы, посвящённые анализу сущности компетентностного подхода и проблемам формирования основных компетенций. «Новые условия в сфере труда, - записано в программном документе ЮНЕСКО, - оказывают непосредственное воздействие на цели преподавания и подготовки в области высшего образования. Простое расширение содержания учебных программ и увеличение рабочей нагрузки на студентов вряд ли могут быть реалистичным решением. Поэтому предпочтение следует отдавать предметам, которые развивают интеллектуальные способности студентов, позволяют им разумно подходить к техническим, экономическим, культурным изменениям и разнообразию, дают возможность приобретать такие качества, как инициативность, дух предпринимательства и адаптивность, а также позволяют им более уверенно работать в современной производственной среде» [4, с. 66]. «Макет образовательного стандарта» соотнесён с мировыми требованиями в той части, что в нём первоочередное значение уделяется компетентности специалиста как характеристики личности, определяющей готовность использовать свой потенциал (знания, умения, навыки) для успешной деятельности в определённой социальной или профессиональной области [1, с. 29]. Таким образом, компетентностная модель изменяет саму парадигму образования от содержательно-знаниево-предметной к деятельностной (т.е. готовности, способности действовать, решать жизненные и профессиональные междисциплинарные проблемы) [11, с. 124]. Компетентностный подход позволяет устранить противоречия между потребностями рынка и обучением (работодатель хочет знать, что умеет делать выпускник, а не то какие оценки он получил по предметам). Компетентностная модель требует оценки личностных и социальных качеств выпускника [12, с. 107].
Таким образом, современная компетентностная модель высшей школы изменяет саму парадигму образования от содержательно-знаниево-предметной к деятельностной. Высшая школа стремиться подготовить специалиста с развитыми социально-личностными компетенциями, чем отвечает на запрос времени.
Дефицит социальной компетенции в настоящее время проявляется на самых разных уровнях общественной жизни. Свидетельством тому служит рост гражданских конфликтов, судебных разбирательств, случаев словесного и физического насилия, эгоистического и противоборствующего поведения. Нередко недостаток социальной компетенции (безответственность, неумение владеть собой, слабый контакт с людьми, перенос собственной неуверенности на окружающих) приводит к неудачам в функционировании предприятия. Развитие социальной компетенции – непрерывный процесс, поэтапный, что требует акцента на ее приоритетных составляющих [12, с. 108].
Современная экономическая ситуация требует, что бы выпускники вузов могли самостоятельно оценить те управленческие решения, которые принимаются в обществе (а возможно и были готовы сами их принимать), чтобы у них сформировалось чувство социальной ответственности в решении важных для общества проблем. Социально-гуманитарное знание становиться жизненно необходимым, ведь никакие другие дисциплины не формирует так социальные компетенции, как гуманитарные.
Тонкости педагогики:
Градация высших учебных заведений
Основу системы обучения в Германии составляют 78 университетов (Universitaet) и приравненных к ним вузов: классические университеты, технические университеты (Technische Universitaet) (инженерия), общие университеты (Gesamthochschulen) (специальное профессиональное образование и научные исследовани ...
Одаренные дети: методика диагностики
Мозг человека с его способностью к мышлению, творчеству может рассматриваться как величайший из даров природы, и в этом смысле «одаренность» представляется уже не как исключительность, а как имеющийся у каждого «дар». В педагогике же с понятием «одаренность» следует связывать, по меньшей мере, две ...
Функции координатора рабочей группы
Ситуация в работе группы над Задачей меняется быстро и неожиданно, координатору недостаточно иметь набор конкретных техник, каким большим бы он не был, всегда может возникнуть новая ситуация, такая, что ни одна из этих техник не подойдёт. Тогда координатор, не имеющий стратегии, будет закрывать, от ...