Подходы к определению содержания и методов физического воспитания старшеклассников, ориентированного на приоритет здоровья

Современная педагогика » Формирование ценностного отношения старшеклассников к здоровью в процессе физического воспитания » Подходы к определению содержания и методов физического воспитания старшеклассников, ориентированного на приоритет здоровья

Страница 1

Проблема формирования и сохранения здоровья подрастающего поколения является одной из основных в любом обществе, думающем о своем будущем.

В России еще в 1800 году появилось первое учебное пособие «Первое понятие о том, как живет наше тело, что для него полезно, что вредно» (59), ориентирующее на изучение собственного организма, состоящее из практических советов и правил, как сохранить здоровье детей, посещающих школу. Тогда это направление называлось диэтетика.

К началу нашего столетия уже существовала научно обоснованная точка зрения ведущих ученых страны на роль и значение формирования здоровья (41, 119). Особо подчеркивалось, что именно школа должна влиять на добрые нравы и вкусы детей (185, с. 10), занятия же следует проводить в атмосфере благожелательности, тем самым прививая основы этики взаимоотношений, побуждать добрые нравы (177, с.46).

В годы советской власти государством и правительством уделялось большое внимание сохранению и укреплению здоровья детей и юношества и центр этой работы находился в дошкольных, средних и высших учебных заведениях. Несмотря на все принимаемые меры, к концу 80-х годов в стране сложилась тревожная ситуация с состоянием здоровья подрастающего поколения, которая в наше время превратилась уже в катастрофическую. Основной причиной такого положения, на наш взгляд, явилось то, что дети в процессе проводимых оздоровительных мероприятий оставались пассивным объектом воздействия, не понимающим ни роли, ни значения этих воздействий на свой организм (192). Невежество в вопросах экологии человека, здоровья, здорового образа и стиля жизни, отсутствие культуры поведения всегда говорили о низкой эффективности организации процесса физического и физкультурного воспитания подрастающего поколения.

На Первой Российской Ассамблее «Здоровье народов России» (май 1991 г.) были представлены исследования, подтверждающие, что во всех типах и видах учебных заведений реализуется та дидактика и такое содержание образования, которое мешают духовному и физическому развитию личности (148).

Таким образом, к настоящему времени назрела необходимость в оптимизации процесса физического воспитания с целью достижения наибольшего и безусловного эффекта укрепления здоровья (73, 131,136, 149, 150).

С этой целью нами была предпринята попытка определить содержание и методы физического воспитания, ориентированного на приоритет здоровья. Приоритет здоровья в физическом воспитании ни в коем случае не отрицает спортивную составляющую этого процесса, а лишь определяет и выделяет главную задачу физического воспитания - сохранение и укрепление здоровья и формирование потребности в здоровом образе и стиле жизни подрастающего поколения.

В нашем понимании, физическое воспитание, ориентированное на приоритет здоровья, - это такое физическое воспитание, в процессе которого у учащегося формируется осознанное ценностное отношение к своему здоровью, а также формируется потребность к здоровому образу и стилю жизни. Это положение является определяющим содержанием физического воспитания оздоровительной направленности.

В предыдущей главе нами было установлено, что гармония физического и психического состояния человека наиболее достижима в процессе физического воспитания личности (181). Также была обоснована методология и концепция формирования ценностного отношения к здоровью, которая кратко может быть представлена как целенаправленный двусторонний (учителя и ученика) психолого-педагогический процесс специально организованной, ценностно-ориентированной (на здоровье), творческой деятельности по становлению и совершенствованию своего физического и психического здоровья, в ходе которой происходит сознательное принятие мировоззрения здорового образа жизни, а также активное волевое осуществление здорового стиля жизни каждой личности.

На рис.8 представлены этапы и составляющие процесса формирования всех четырех компонентов ценностного отношения к здоровью: когнитивного, эмоционального, поведенческого, волевого. Проведенные затем исследования ценностных ориентации и отношений старшеклассников к здоровью и компонентам здорового стиля жизни позволили определить ряд задач решение которых необходимо предусмотреть в ходе организации и проведения ценностно-ориентированной на здоровье деятельности учащихся, а также в ходе разработки программы педагогических воздействий и технологий, содействующих этому процессу.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Тонкости педагогики:

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru