Подходы к определению содержания и методов физического воспитания старшеклассников, ориентированного на приоритет здоровья

Современная педагогика » Формирование ценностного отношения старшеклассников к здоровью в процессе физического воспитания » Подходы к определению содержания и методов физического воспитания старшеклассников, ориентированного на приоритет здоровья

Страница 3

Рассмотрим некоторые из вышеперечисленных методик.

Занятие-тренинг представляет собой интенсивный способ обучения, разновидность нового направления педагогики, обеспечивающего высокую познавательную активность обучаемого в овладении необходимыми практическими знаниями и умениями. Значительная интенсификация учебного процесса обеспечивается, с одной стороны, за счет интеграции педагогического и психологического знания, с другой - за счет организационной формы обучения: учебно-тренировочной группы.

Самосовершенствование включает три взаимосвязанных компонента: самопознание, самоконтроль (или саморегуляцию), саморазвитие. Важнейшим инструментом каждого из них является рефлексия - деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних состояний, чувств, переживаний, анализ этих состояний и формирование соответствующих выводов (72).

В занятиях психотехникой рефлексия - основной путь получения новых знаний о себе. Владение психотехникой необходимо тем, кто занимается физическим и духовным совершенствованием и самосовершествованием.

Смысл всех существующих психотехник - достижение и поддержание высокой психической, духовной и физической формы посредством направленного мысленного сосредоточения (72).

Большинство программ, направленных на саморазвитие человека, основано на четырех способах самопознания и саморегуляции.

Способ первый - релаксация - физическое и психическое расслабление.

Цель релаксации - подготовка тела и психики к деятельности, освобождение от излишнего нервного напряжения. Это необходимо в стрессовых ситуациях, требующих выдержки и самообладания (экзамен, соревнование и т.п.).

Способ второй - концентрация - сосредоточение сознания на определенном объекте своей деятельности.

В основе концентрации лежит управление своим вниманием. Этот способ может быть использован для перехода в особый вид творческого состояния - медитацию.

Способ третий - визуализация - создание внутренних образов в сознании человека. Другими словами, активизация воображения с помощью слуховых, зрительных, осязательных и других ощущений. Визуализация помогает человеку воссоздать те ощущения, которые он испытывал когда-то, т.е. активизировать свою эмоциональную память. С помощью визуализации мы заставляем работать свое подсознание.

Способ четвертый — самовнушение - создание установок, воздействующих на подсознательные механизмы психики. Самовнушение - это утверждение, что успех возможен с помощью слов, обращенных к себе. Эти слова усиливают веру в то, что вы в состоянии достичь своей цели и указывают направление, в котором надо идти. Самовнушение - основной способ самопобуждения или саморегуляции, вместе с тем это способ самопознания (72).

Релаксация, концентрация, визуализация и самовнушение - приемы, на которых основаны различные техники саморегуляции и физического и духовного самосовершенствования.

Самая распространенная методика психофизического воздействия в физическом воспитании - это аутогенная тренировка (AT), разработанная в Германии в 20-30 годах нашего столетия (120). Ее цель - психическое и физическое оздоровление человека с помощью самовнушения в состоянии релаксации. Приемами AT может овладеть каждый человек, стремящийся к самосовершенствованию (72). Разновидность AT - психорегулирующая тренировка (ПРТ), отличающаяся тем, что в ней формулы внушения не проговариваются самим субъектом, а произносятся другим человеком (9).

Американские психологи Р.Дилтс, Т.Халлбан, С.Смит (78) разработали психотехническую методику, основанную на принципах и методах нейро-лингвистического программирования (ИШП). С помощью этой методики (по их утверждению) можно изменить свое поведение; образ жизни; убеждения; систему ценностей, которая помогает нам ориентироваться в этом мире; свою суть, сообразно которой мы выбираем ценности, меняем отношения. Основной механизм НЛП - с помощью идентификации (переход из состояния в желаемое) и визуализации перепрограммирование (реимпринтинг) ранее сформированных убеждений, которые формируют личность. Таким образом, с помощью НЛП можно изменить убеждения, которые поддерживают такие нездоровые привычки, как курение, употребление алкоголя, наркотиков, и тем самым открыть путь к здоровью и благополучию.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Тонкости педагогики:

Состояние федерального и регионального компонентов в государственном образовательном стандарте
Внедрение национально-регионального компонента содержания образования, предусмотренного Законом РФ «Об образовании», в учебный план осуществляется как через выделение региональной составляющей в базовых курсах истории, географии, искусства, биологии, трудовой и физической подготовки учащихся, так и ...

Роль современной семьи
Воспитание детей, формирование личности ребенка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребенка, приобщает его к окружающей жизни. Главными воспитателями своих детей являются родители. Осознавая свою ответственность за успешное воспитание ребенка, уважая мнение стар ...

Анализ образовательной деятельности ливенского филиала ФГОУ ВПО «Госуниверситет - УНПК»
Город Ливны является городом областного подчинения (образован в 1586 году) и расположен в 150 км к юго-востоку от областного центра на берегу реки Сосна. Особенностью территории можно считать удалённость от областного центра. С близлежащими городами Орлом, Ельцом налажено транспортное сообщение (ав ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru