Специфика преподавания керамики в дополнительном образовании

Современная педагогика » Творчество учителя как активный элемент художественного образования » Специфика преподавания керамики в дополнительном образовании

Страница 2

Современная декоративная керамика уже давно вышла из сферы прикладных художеств и перешла в "высшую лигу" пластических искусств. Свободные от традиционной изобразительности художники- керамисты посредством формообразования, используя текстуру материала, выражают свое мироощущение, восприятие реальности, понимание жизненных коллизий. Гармония форм или столкновение объемов, плавный или синкопический ритм линий, блеск глазури или матовость фактуры - все эти выразительные средства керамики могут передать метафорические образы покоя и тревоги, контакта и отторжения, столкновение добра и зла.

Язык керамики - объемно-пластическая, трехмерная форма, через восприятие которой раскрывается содержание керамического произведения, доносится до зрителя замысел художника.

Керамика дает простор как для формального, так и для технического эксперимента. Податливая человеческой руке глина и стихия огня - прекрасная опытная лаборатория для всех видов искусства. Таким образом, в занятиях керамикой находит свое воплощение главный принцип, выделенный Б.М. Неменским в обучении детей искусству - принцип единства и целостности трех видов художественной деятельности - изобразительной, декоративной и конструктивной.

Свобода пластического выражения - стихия керамистов. Критерий качества один - профессиональное владение материалом и исполнительской техникой.

В керамике "чувство материала", особенности его пластики и фактуры суть выразительные художественные средства. Развитие декоративной керамики идет в русле общих тенденций современного изобразительного искусства, для которого характерно усложнение метафорической образности и ассоциативного ряда. При этом декоративные особенности материала служат ключом к расшифровке авторского замысла.

Область дополнительного художественно-эстетического образования является важным звеном общей системы обучения детей искусству. Поэтому основными, также как и для базового образования, являются позиции целостности, системности и непрерывности. Эти позиции в полной мере можно отнести как к ученику, так и к самому учителю. Дополнительное образование. в отличие от базового, это – углубление в определенную область искусства, работа с детьми, увлеченными конкретным видом деятельности, а также возможность развитие и самореализации творческой инициативы и индивидуальности учеников.

Основными целями дополнительного образования являются:

- повышение уровня социальной значимости культуры и искусства, - сближение общекультурного наследия и массовой школы,

- совершенствование подходов к теории и практике художественного образования детей.

Основные задачи состоят в следующем:

- формирование отношения к культуре как к важнейшему условию свободного и разностороннего развития личности,

- поиск методов и форм, обеспечивающих целостность, преемственность и системность базового и дополнительного образования,

- создание условий, интегрирующих в себе художественное воспитание и образование с явлениями социальной жизни,

- овладение языком изобразительного искусства и самостоятельной изобразительной деятельности как постоянным источником саморазвития и творческого отношения к действительности,

- формирование личностной ориентации в мире общечеловеческой культуры.

Для сохранения и роста привлекательности для детей художественной деятельности педагог дополнительного образования может использовать эффект новизны, открывая ученикам взгляд с другой стороны на окружающий мир и давно знакомые предметы, увидеть необычное в обычном. На занятиях керамикой это может быть смена творческих задач, использование разных техник и драматургии занятия, то есть применение на практике разнообразных педагогических технологий.

Современная практика дополнительного образования предполагает получение более высоких и качественных результатов, чем в классно-урочной системе за счет большего времени и меньшего количества учеников.

Занятия в мастерской керамики школы «Ковчег», также как и программа базового образования, построена на освоении трех видов художественной деятельности человека: изобразительной, декоративной и конструктивной, но с более глубоким проникновением в основы каждого из них. Отмечая особенности каждого вида художественной деятельности, делается акцент на том, что в каждом из них одновременно присутствуют все три, но один является ведущим. Этим определяется преемственность и системность между областями общего и дополнительного образования. Таким образом, каждый ребенок может найти то, что ему ближе и интереснее, развить присущие ему способности раскрыть свою индивидуальность в художественной форме.

Необходимо также отметить воспитательные аспекты дополнительного образования. Прежде всего воспитывает само общение с произведениями искусства, история народа, запечатленная в них, взгляд художника на происходящие события и людей, участвующих в них. Кроме того, задачи воспитания художественного вкуса, общения детей в процессе работы, их взаимопомощь, радость по поводу успеха товарищей нашли свое решение в коллективных формах работы. В условиях дополнительного образования такая деятельность наиболее привлекательна, так как заведомая широта, разнообразие и высокое качество работы, достигаемое за счет индивидуального подхода к каждому ученику и большего, чем в классно-урочной системе, времени позволяют учителю ставить и успешно решать самые сложные задачи.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Тонкости педагогики:

Факторы, влияющие на развитие творческой самореализации подрастающего поколения
Самореализация личности в какой-либо отдельной сфере не может сделать ее счастливой и гармоничной. В какой-то мере такой человек всегда остается ущербным и односторонним. Включаясь в различные социальные структуры, он получает возможность удовлетворения, прежде всего своих физиологических потребнос ...

Первый опыт обучения младших школьников с компьютерной поддержкой. Обзор программ
Какие же цели должен ставить пропедевтический курс информатики? Мы считаем, что основной целью должно стать формирование «информационного» стиля мышления, который по образному выражению Ю.А. Шафрина должен сочетать аналитическое мышление математика, логическое мышление следователя, конкретное мышле ...

Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством подвижных игр
На основе полученных результатов, на формирующем этапе была организована работа по развитию нравственных качеств детей. Для реализации плана экспериментальной работы с детьми по воспитанию у них нравственных качеств были использованы подвижные игры. Характерной чертой ребенка этого возраста являетс ...

Разделы сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru