Экспериментальное исследование трудового воспитания детей старшей группы детского сада

Современная педагогика » Особенности организации трудового воспитания детей в ДОУ » Экспериментальное исследование трудового воспитания детей старшей группы детского сада

Страница 1

В круг исследования, проводившегося в 2010 году, включалось 20 детей 5-6 лет.

Соответственно гипотезе работы предполагалось, что целенаправленное систематическое руководство трудовой деятельностью дошкольников в условиях детского сада позволяет значительно расширить круг сведений и представлений детей об окружающем их мире предметов и отношений между людьми, обогатить сенсорный опыт детей, активизировать их речевое общение.

Дети были разделены на две группы – 1 группа – контрольная группа (КГ) - дети, трудовая деятельность которых не регулировалась.

Экспериментальная группа (ЭГ) – дети, чья трудовая деятельность целенаправленно контролировалась. Всего было исследовано в контрольной группе: мальчиков – 5, девочек – 5; и в экспериментальной группе: мальчиков – 5, девочек – 5.

Психодиагностическое исследование проводилось на базе детского сада № 126 г. Самары.

По результатам наблюдения в спонтанной игровой и учебной деятельностью, поведение детей экспериментальной группы существенно отличалось от поведения детей контрольной группы: они были двигательно расторможены, суетливы, долго не могли подобрать себе занятие, сосредоточится на чем-либо, не умели сдерживать свои порывы, поэтому часто вступали в конфликты с детьми. Или, наоборот были заторможенными, медлительными во всех действиях, не замечали окружающего, могли долго сидеть без действия и проявлять пассивность.

Методика проведения исследования.

Были использованы методики обладающие достаточным уровнем надежности и валидности. Обследование проводилось индивидуально, в одно и то же время (в первой половине дня) и в одной и той же обстановке – в кабинете психолога. Учитывая возрастные особенности детей, исследование проводилось не более 20 – 25 минут. При этом мы ориентировались на состояние ребенка, при первых признаках утомления предлагали более легкое задание либо отдохнуть.

Порядок исследования не был фиксированным. Психолог следил затем, чтобы ребенок не терял интереса, поэтому экспериментальные задания чередовались, проводились быстро.

До проведения основного блока диагностик проводилось предварительное исследование. Психолог беседовала с родителями, собирала анамнестические данные, наблюдала спонтанную игровую и учебную деятельность детей экспериментальной и контрольной группы, их поведение и режимные моменты.

В комплекс, сформированный для обследования детей, были включены следующие методы исследования: беседа, наблюдение, экспериментально- психологическое обследование. Для решения поставленных задач использовались следующие методики:

В игровой форме дети выполняют 7 заданий, состоящих из нескольких задач.

Задание 1. Обобщение рядов конкретных понятий малого объема при помощи знакомых родовых понятий.

Детям дается задание на обобщение 14 рядов конкретных понятий. Необходимо назвать одним словом следующие ряды конкретных понятий: 1) тарелки, стаканы, миски; 2) столы, стулья, диваны; 3) рубашки, брюки, платья; 4) башмаки, галоши, валенки; 5) супы, каши, кисели; 6) одуванчики, розы, ромашки; 7) березы, липы, ели; 8) воробьи, голуби, гуси; 9) караси, щуки, окуни; 10) малина, земляника, вишня; 11) морковь, капуста, свекла; 12) яблоки, груши, мандарины; 13) танкисты, пехотинцы, артиллеристы; 14) столяры, маляры, плотники.

Задание 2. Конкретизация понятий.

Детям дается задание назвать объекты, входящие в понятие более широкого объема: «Назови, какие (какая) бывают: 1) игрушки, 2) обувь, 3) одежда, 4) цветы, 5) деревья, 6) птицы, 7) рыбы, 8) звери .» В основном эти же понятия дети использовали в качестве обобщающих терминов в предыдущем задании.

Задание 3. Обобщение рядов понятий более широкого объема.

Детям предлагается для обобщения 5 рядов понятий более широкого объема через понятие третьей степени обобщенности. Последний ряд предполагает обобщение через абстрактное родовое понятие. (Это задание повышенной трудности.)

Необходимо попросить детей назвать одним словом такие понятия: 1) птицы, звери, рыбы; 2) деревья, травы, кустарники; 3) мебель, посуда, одежда; 4) часы, весы, градусники; 5) пожары, болезни, ураганы. Дети должны самостоятельно найти или придумать обобщающие термины.

Задание 4. Классификация

Ребенку предлагают 16 карточек с изображением птиц, рыб, посуды, мебели (по 4 карточки в каждой группе).

Инструкция. Посмотри на эти карточки, разложи их на четыре ряда так, чтобы картинки подходили друг к другу и их можно было назвать одним словом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Тонкости педагогики:

Отличия интенсивных школ развития от ранних школ «НооГен»
Исследуемая образовательная форма является результатом эволюции образовательного проекта «НооГен» («Возможные Миры»), описанного в [8] и [17]. Не проблематизируя исходный пафос этой практики – пафос развития творческого мышления за счёт коллективного решения особого типа задач и организации особых ...

Анализ эффективности реализованных мероприятий по развитию детей раннего возраста
Для проверки эффективности формирующего этапа эксперимента работы, было проведено контрольное обследование детей экспериментальной и контрольной группы. Методика контрольного обследования совпадала с методикой констатирующего обследования общего уровня развития детей раннего возраста. Данные контро ...

Экспериментальное исследование трудового воспитания детей старшей группы детского сада
В круг исследования, проводившегося в 2010 году, включалось 20 детей 5-6 лет. Соответственно гипотезе работы предполагалось, что целенаправленное систематическое руководство трудовой деятельностью дошкольников в условиях детского сада позволяет значительно расширить круг сведений и представлений де ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru