Занятия с детьми проходят индивидуально. В методике выделены оценочные критерии овладения основными компонентами деятельности. В мотивационном компоненте: 1) интерес ребенка к заданию, 2) особенности эмоционального отношения к процессу и результату деятельности, 3) эмоциональное отношение ребенка к возможному продолжению действия.
В ориентационно-операционном компоненте: особенности вербализации задания (осознание общей цели, средств и способов его выполнения), 2) особенности программирования ребенком предстоящей деятельности, 3) уровень выполнения и осознания учебных действий.
В регуляционном компоненте: 1) степень полноты принятия задания, 2) степень полноты сохранения задания до конца занятия, 3) качество самоконтроля по ходу выполнения задания, 4) качество самоконтроля при оценке результатов деятельности – способен ли критические оценить результат своего труда, адекватно обосновать свою оценку.
Задание 1.
Выкладывание елочки
Рисование флажков.
Задание 2.
2.1. Рисование домика лесника
2.2. Выкладывание геометрических фигур.
Тест проводится индивидуально. Выполнение методики занимает 15 – 20 минут.
Диагностика саморегуляции. В основу методики положен принцип моделирования интеллектуальной деятельности, в структуре которой на первый план выведен регуляторный компонент.
Детям предлагается нарисовать палочки и черточки, соблюдая четыре привила: 1) рисовать палочки и черточки в определенной последовательности. 2) не рисовать на полях, 3) правильно переносить систему знаков с одной строки на другую, 4) рисовать не на каждой строчке, а через одну.
Выделены следующие оценочные критерии степени сформированности действия самоконтроля на основных этапах интеллектуальной деятельности:
1) степень полноты принятия задания – ребенок принимает задание во всех компонентах, принимает частично, не принимает совсем,
2) степень сохранения полноты задания до конца занятия – ребенок сохраняет задание во всех компонентах, сохраняет лишь отдельные его компоненты, полностью теряет задание,
3) качество самоконтроля по ходу выполнения задания – характер ошибок, допускаемый ребенком, замечает ли он свои ошибки, исправляет или не исправляет их,
4) качество самоконтроля при оценке результата деятельности – ребенок старается еще раз основательно проверить работу и проверяете, ограничивается беглым просмотром, вообще не просматривает, а отдает ее взрослому сразу же по окончанию.
Тест проводится индивидуально. Выполнение методики занимает 15 – 20 минут. Статистическая обработка эмпирических данных с использованием специально разработанных программ. Для оценки полученных данных по всем тестам использовался качественный и количественный анализ, где для сравнения различий применялся метод t-критерий Стьюдента.
Проанализируем результаты исследования мышления. В таблице 1 представлены результаты исследования в контрольной и экспериментальной группах.
Таблица 1 Уровни овладения общей структурой мыслительной деятельности у детей экспериментальной и контрольной групп
|
Компоненты мышления |
КГ |
ЭГ |
T-критерий | ||
|
Количество испытуемых |
Количество баллов |
Количество испытуемых |
Количество баллов | ||
|
Интерес к заданию |
10 |
32 |
10 |
46 |
4,17 |
|
Степень полноты принятия задания |
10 |
31 |
10 |
46 |
6,79 |
|
Стремление продолжить работу |
10 |
28 |
10 |
46 |
10,6 |
|
Запас знаний об окружающем мире |
10 |
31 |
10 |
47 |
6,15 |
|
Абстрагирование, обобщение |
10 |
30 |
10 |
47 |
6,07 |
|
Качество самоконтроля |
10 |
28 |
10 |
46 |
10,6 |
|
Оценка полученного результата |
10 |
29 |
10 |
47 |
6,92 |
Тонкости педагогики:
Урок – основная форма организации обучения в школе
Я считаю, что примером применения преподавания является урок. Что такое урок? Ответ на данный вопрос весьма затруднителен на сегодняшний день. До настоящего времени в педагогической науке преобладающем является мнение, согласно которому урок – это систематически применяемая для решения задач обучен ...
Организация опытно-экспериментальной работы
Каждый учитель, приходя в класс, стремится сформировать у младших школьников интерес к чтению книг и умение читать самостоятельно, но не всегда и не всем это удаётся. Основные причины неэффективности обучения чтению состоят в том, что в школе нет детских книг. Да и методика обучения чтению не нацел ...
Понятие и сущность процесса социализации
Социализация как процесс – это особенности социального становления личности. Социализация как результат – это характеристика социального становления человека в соответствии с его возрастом или уровнем развития [15, с. 48]. Социальная педагогика изучает социальные проблемы человека на различных этап ...