Педагогические условия формирования навыков чтения и интереса к детским книгам у детей младшего возраста

Современная педагогика » Формирование навыков чтения и интереса к детским книгам у детей младшего возраста » Педагогические условия формирования навыков чтения и интереса к детским книгам у детей младшего возраста

Страница 1

Каждый век придумывает свои способы обучения чтению. После этого забывает их, дабы через несколько десятилетий "переоткрыть" и восхититься снова. Во всем есть своя прелесть. Впрочем давайте разберемся во каждым этом разнообразии.

Имеются два существенных, противоположных в своей основе способа обучения чтению. Один именуется способом целых слов, иной - фонологическим.

Длинное время шли дискуссии на тему, надобно ли вообще учить фонетике. К 1930 году был проведен ряд исследований на эту тему, и все пришли к завершению, что фонетика нужна, каждый вопрос лишь в том, как и в каком объеме, давать ее детям.

Скажем, был поставлен такой эксперимент. Группу детей поделили напополам, причем первую подгруппу обучали чтению по способу целых слов, вторую - с подмогой фонологического способа. Когда дети начали читать, их протестировали. На первом этапе отличнее читали вслух и про себя дети из первой группы. "Фонологические" же дети легче справлялись с неизвестными словами и к концу второго класса перегнали своих одноклассников по ярусу воспринятия и богатству словарного резерва.

По слежениям ученых, "целословные" дети делали классические ошибки. Скажем, читая подпись под картинкой, они заменяли слова, близкие по смыслу. Взамен "тигр" могли сказать "лев", взамен "девчонка" - "дети", взамен "машина" - "колеса". Тяготение закрепить слово за сурово определенным значением приводило к тому, что за каждый год обучения эти дети так и не сумели обучиться читать новые слова без чьей-либо помощи.

Честности ради надобно сказать, что "фонологические" дети испытывали сложности в чтении тех слов, где буквы были переставлены либо заменены на схожие.

Таким образом, стало внятно, что большинству маленьких читателей фонетика нужна. Последние исследования удостоверили то, что люди читают слова по буквам. Но из-за того, что процесс данный происходит мигом, кажется, что мы воспринимаем слово целиком.

Пойдя дальше в исследованиях, психологи осознали, что чтение - это произнесение текста про себя. Последователи теории восприятия текста как целого считали и считают, что мы воспринимаем слова из текста напрямую. Но навыки показали, что во время чтения про себя задействована та же часть мозга, что и при чтении вслух.

Выходит, для того чтобы вольно читать, нужно легко и стремительно распознавать буквы и соотносить их со звуками. И самая простая зубрежка фонетики оказывается гораздо результативнее прочих уловок и приемов.

Как ни необычно, позволено обучиться читать, не зная алфавита. Сторонники способа "целых слов" призывают не обучать ребенка буквам. И лишь незадолго стали знамениты окончательные итоги ученых: только познание букв делает процесс обучения чтению максимально преуспевающим.

Был проведен эксперимент. Ученикам показывали карточки со словами. Только в одной группе эти слова были подписями под картинками, а в иной те же самые слова давались без иллюстрации. Всей группе предъявляли одни и те же четыре слова. После этого детей объединили, карточки перемешали и показали снова. Выяснилось, что дети узнают слова лишь на тех карточках, по которым они учились. То есть ребенок, запоминающий слов с иллюстрацией, значительно с меньшей степенью вероятности опознает графический образ слова, чем тот, кто запоминал написание в "чистом виде".

Это неявно подтверждает тот факт, что алфавит нужен. Но основное не то, как именуются буквы, а то, что они обозначают. Дети обязаны не столько знать наименования и последовательность букв, сколько учиться обращать внимание на буквы, воспринимать их как часть целого.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Тонкости педагогики:

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru