Методические особенности организации работы с иллюстрационным материалом школьного учебника биологии

Современная педагогика » Иллюстрационный материал на уроках биологии » Методические особенности организации работы с иллюстрационным материалом школьного учебника биологии

Страница 1

На первых этапах изучения биологии целесообразно использовать задания на распознавание объектов и процессов, так как это наиболее простой вид деятельности. Эту работу можно сочетать с обучением умению пользоваться условными обозначениями. Следует учитывать, что в учебниках биологии даны названия изображенных на рисунках объектов. Поэтому надо тщательно продумывать задания к рисункам.

Работа с иллюстрациями повысит эффективность демонстрации натуральных объектов и выполнения заданий практического характера [Трайтак 2004].

Подобная работа выполняется учебником зоологии. Так, учащимся предлагается найти изображение медузы и обнаружить у нее тело и щупальца; распознать плоских и круглых червей, найти у плоских головку и членики; найти основные части тела слизня и виноградной улитки и др.

Для получения наибольшей информации при работе с иллюстрациями важно научить учащихся пользоваться подписями к ним, условными обозначениями. Следует учитывать, что в новых изданиях учебников часть описательной информации переносится из текста в рисунки и подписи к ним. Поэтому в настоящее время нельзя не обращать внимания на рисунки, необходимо их широко использовать в учебном процессе. В этой связи обучение школьников умению работать с рисунками, условными обозначениями, подписями становится особенно актуальным [Якунчев 2008].

Работа с рисунками и подписями к ним не представляет для школьников большой сложности и используется для того, чтобы составить представление о строении объекта, взаимосвязи его частей, их расположении, выявить главные признаки [Якунчев 2008].

Обучение умению пользоваться условными обозначениями позволяет быстро ориентироваться в рисунке, перейти от рассмотрения общего плана к крупному, выявить детали строения какой-либо части тела. Так, в учебнике зоологии для этих целей часто используется стрелка. При рассматривании, например, рисунка с изображением вольвокса учитель разъясняет назначение стрелки. При работе с рисунком, на котором показаны стрекательные клетки гидры, учитель дает задание: рассмотрите и объясните, из какой части тела гидры взяты две увеличенные клетки, расположенные в правой части рисунка [Трайтак 2004].

В процессе обучения важно научить школьников распознавать органы и системы органов животных по цвету. Учитель должен на первых уроках разъяснить, что пищеварительная система на схемах учебника всегда обозначается зеленым цветом, дыхательная— синим, выделительная — черным, нервная — желтым, кровеносная — красным, половая — коричневым.

В дальнейшем учитель использует задания такого типа: какие системы органов аскариды изображены на рисунке; последовательно перечислите органы пищеварительной системы аскариды (обозначена зеленым цветом); назовите все органы пищеварительной системы голубя и пищеварительные железы, изображенные на соответствующем рисунке; назовите органы, образующие дыхательную систему у птиц, и т. п.

Усложнению познавательной деятельности школьников с рисунками способствуют задания на нахождение ответов па вопросы, составление рассказа, использование иллюстраций в качестве самостоятельного источника знаний. Целесообразно вначале использовать рисунки для ответа на вопрос или составления рассказа о строении клетки, тканей, органов, организма. При этом учителю необходимо заранее проанализировать рисунки, отобрать наиболее четко выполненные, с ясными подписями, которые можно использовать для самостоятельного выполнения учащимися определенного задания [Конюшко 2004].

Наибольшую обучающую роль играет рисунок в учебнике зоологии, так как при изучении животных не всегда имеется возможность обеспечить наглядность на уроках. Задания могут быть примерно такими: рассмотрите рисунок и расскажите о строении зеленой эвглены. Аналогичные задания могут быть даны для работы с другими рисунками [Резенштейн 1977].

В учебниках биологии много рисунков, на которых отображены различные биологические процессы: питание, дыхание, передвижение, размножение, развитие, рост организмов. Практика показывает, что учащиеся хуже усваивают знания о процессах жизнедеятельности, чем о строении организмов. Поэтому организация работы с рисунками на уроках облегчит усвоение школьниками знания о жизнедеятельности организмов. Вот почему целесообразно систематически включать учащихся в работу с рисунками, отображающими биологические процессы [Суматохин 2005].

Однако работа с рисунками, на которых отображены процессы жизнедеятельности, часто вызывает у школьников затруднения и не может быть выполнена самостоятельно. В этом случае учитель организует фронтальную работу учащихся или оказывает им индивидуальную помощь. Например, учащиеся VI—VII классов рассматривают рисунок, устанавливают последовательность этапов деления амебы с помощью стрелок. Учитель предлагает рассмотреть рисунки слева и описать происходящее, указать изменения. Учитель помогает делать выводы.

Страницы: 1 2


Тонкости педагогики:

Использование разнообразия форм и методов социально-культурной деятельности для развития творческих способностей детей и подростков
Роль социально - культурной деятельности как способ реализаций творческих возможностей детей и подростков разнообразна. Назначение социально-культурной деятельности в самом широком смысле, в том, что она выполняет прогрессивную функцию всестороннего развития личности, прививает навыки и умения, нак ...

Анализ эффективности реализованных мероприятий по развитию детей раннего возраста
Для проверки эффективности формирующего этапа эксперимента работы, было проведено контрольное обследование детей экспериментальной и контрольной группы. Методика контрольного обследования совпадала с методикой констатирующего обследования общего уровня развития детей раннего возраста. Данные контро ...

Развитие системы дидактических принципов
Собственно термин «дидактика», по-видимому, впервые ввел в начале XVII в. немецкий педагог Вольфганг Ратке, который назвал свои лекции «искусством преподавания». Сочетание терминов «преподавание», «обучение» и «искусство», введенное В. Ратке, оказалось на удивление точным и глубоким. Современник В. ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru