Экспериментальное исследование трудового воспитания детей старшей группы детского сада

Современная педагогика » Особенности организации трудового воспитания детей в ДОУ » Экспериментальное исследование трудового воспитания детей старшей группы детского сада

Страница 8

Воспитательница может вместе с детьми починить одежду для кукол, подклеить книги, выполнять и другие виды работ: поменять воду в аквариуме, пересадить комнатные растения, перенести песок в песочный дворик, навести порядок на веранде, на физкультурной площадке. В любом детском саду имеются благоприятные условия, позволяющие естественно осуществлять труд детей со взрослыми. В весенне-летний период организуется совместная трудовая деятельность воспитательницы с детьми на огороде: несколько детей старшего дошкольного возраста пропалывали грядку с редисом. Внимательно рассматривали растения, если затруднялись отличить сурепку от редиса, спрашивали. Воспитательница выполняла более сложную работу – прореживала рассаду.

Такая работа, как прополка, рыхление, полив, для детей старшей группы вполне доступна, так как они имеют достаточно крепкие трудовые навыки.

Создание и содержание приподнятой, радостной атмосферы совместного труда способствует проявлению у детей радости, удовлетворение результатами труда. Необходимо чаще рассказывать детям о пользе, которую они приносят взрослым, участвуя с ними в общем труде. Постепенно дети будут осознавать, как можно помогать окружающим, приносить радость, заботиться о них. Совместный труд взрослого и детей является одной из действенных форм организации трудового воспитания детей. Позволяющей формировать у них любовь и уважение к труду и людям труда.

Американский психолог У.Бронфенбреннер развивает теорию, по которой ребенок воспитывается на положительных моделях поощряемых воспитателем. Если моделью служит сверстник, как часто считается, то крайне велика опасность, что и все станут как один. Моделируются отношения: ребята остаются разными, каждый на свое лицо, непохожие друг на друга, но отношения между ними одинаковые: дружелюбные отношения взаимной поддержки, взаимного согласия, взаимного внимания, взаимной симпатии.

Каждая группа детского сада обеспечивается оборудованием и материалами для организации труда детей. Так, для хозяйственно-бытового труда необходимы фартучки, щётки, тазики, подносы; для труда в природе – лопаты, грабли, лейки; в ручном труде дети используют пилы, молотки и другое оборудование. Необходимо наличие и различных материалов: семян для посевов и посадок, корма для птиц и рыб, шишек, жёлудей, брусков дерева и т.д. Всё оборудование должно быть в достаточном количестве, хорошего качества и соответствовать возрасту детей, иметь привлекательный вид: яркий цвет леек, приятная форма коробок для хранения природного материала, нарядные фартучки и др. – всё это радует детей, способствует формированию культуры труда, вызывает эстетическое удовольствие.

Оборудование в групповой комнате и на участке размещается таким образом, чтобы им было удобно пользоваться. Так, целесообразно объединять оборудования по видам труда: в природном уголке – лейки, пульверизаторы, корм для животных; в месте, отведённом для ручного труда, - пилы, молотки; принадлежности для хозяйственно-бытового труда – щёточки и совки для уборки мусора можно разместить на специальных полках в умывальной комнате, а для дежурных по столовой – ближе к буфетной и пр.

Труд всегда связан с затратой физических сил, требует напряжения внимания, поэтому необходимо дозировать его, учитывая физические возможности и психологические особенности детей данного возраста. Под дозировкой труда имеется введу его длительность, объём, сложность, определение физических нагрузок, вызывающих утомление. Дети 3-4 лет могут выполнять работу в течении 10-15 минут, 6-7 лет - 20-30 минут. Наиболее трудоёмкие виды труда – сгребание снега, вскапывание земли – требуют особо тщательного контроля за состоянием дошкольников. Наблюдая за ними, воспитатель обращает внимание на появление внешних признаков утомления: учащённое дыхание, частые остановки, покраснение лица, потливость. В таких случаях он переключает ребёнка на другую деятельность. Для того, чтобы не допустить перегрузки, можно рекомендовать смену действий через 10-15 минут; одни – вскапывает землю, другие рыхлят её граблями или одни сгребают снег, другие грузят его в санки и отвозят в отведённое для будущего строительства место.

Заботясь о создании гигиенических условий для труда, воспитатель предупреждает возможность его отрицательного влияния на здоровье детей. Так, работа, требующая напряжения зрения (пришивание пуговиц, подклеивание книг), должна проходить при достаточном освещении. Педагог наблюдает за тем, чтобы дети не работали длительное время в одной позе (согнутыми, на корточках и т.п.). Следует обеспечить регулярное проветривание помещения. Особенно ценным является труд на воздухе.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9


Тонкости педагогики:

Обучение как компонент педагогического процесса
Обучение – способ организации образовательного процесса, упорядоченное взаимодействие педагогов и учащихся, направленное на достижение учебных и образовательных цепей. Обучение, с одной стороны, самый надежный путь получения систематического образования, а, с другой, оптимальный способ социальной а ...

Формирование федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов
Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» подготовлен и принят в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и принципами, сформулированными в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011-20 ...

Своеобразие методики формирования представлений и положительного отношения к комнатным растениям
Как известно, в дошкольном возрасте слово ребенка часто расходится с делом. Поэтому дети могут давать прекрасные ответы на вопросы, что делать в той или иной ситуации, но в реальной жизни будут действовать иначе. Отношение к природе выявить гораздо сложнее, так как оно проявляет себя по-разному: в ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru