Использование разнообразия форм и методов социально-культурной деятельности для развития творческих способностей детей и подростков

Современная педагогика » Творческая самореализация детей и подростков средствами социально-культурной деятельности » Использование разнообразия форм и методов социально-культурной деятельности для развития творческих способностей детей и подростков

Страница 1

Роль социально - культурной деятельности как способ реализаций творческих возможностей детей и подростков разнообразна. Назначение социально-культурной деятельности в самом широком смысле, в том, что она выполняет прогрессивную функцию всестороннего развития личности, прививает навыки и умения, накопленные человечеством в различных областях жизнедеятельности. Социально-культурная деятельность дает новые знания, очень специфические, которые личность не получает ни в одной из сфер общества, приобщает человека к творчеству, в разных сферах социальной деятельности, ибо личность развивается в общении с другими.

Социально-культурная деятельность - общественное явление, которое характеризуется как совокупность отношений, занятий, осуществляемых специфическими формами, методами и средствами на основе интересов, проявляемых личностью в культурной жизни, взаимодействия и общения людей в их свободное время.

Социально-культурная деятельность разнообразна методами, формами работы, в том числе и такими, которые направлены на развитие творческой активности, творческих способностей детей и подростков. Так, методика КТД (коллективно-творческой деятельности) – деятельный творческий и организационный механизм педагогики, которая названа «педагогика общей заботы». Ее можно назвать «педагогика социального творчества» или рассматривать как ее сердцевину: дети и взрослые становятся хозяевами собственной жизни, создают то, на что способны, их дела – это искренняя забота об окружающем мире и развитии всех и каждого, служение добру, творческий подъем, демократизм, товарищество, мажор и дух свободы.

Коллективно-творческая деятельность – это дела (и цели) самих ребят, коллектива, членом которого становится и взрослый. Коллективно-творческая деятельность – это их общая забота, их жизнь, совместное творчество.

И вот эта жизнь, организованная детьми вместе с педагогом, эти дела, труд, походы, песни, сюрпризы, все – дружба, хохот, юмор, шум, суета – именно это развивает, способствует становлению личности.

В каждом коллективном творческом деле проявляется сущность педагогики общей заботы. Суть каждого дела – забота о своем коллективе, друг о друге, об окружающих людях, о далеких друзьях.

Дело это коллективное, потому что совершается вместе ребятами и старшими товарищами, как их общая забота. Дело это творческое, так как представляет собой совместный поиск лучших решений жизненно важной задачи, потому что творится сообща – не только выполняется, но и организуется: задумывается, планируется, оценивается. Оно творческое еще и потому, что не может делаться шаблонно, а всегда выступает в разных вариантах, всегда выявляет новые свои возможности, ведь оно – частица жизни.

Именно эти способности коллективно-творческой деятельности определяют отличительные черты собственно воспитательной стороны: воспитательные задачи в процессе коллективного творческого дела ставятся и решаются педагогами по преимуществу незаметно для воспитанников, как бы «по ходу», в глубине решения жизненно-практической задачи, и открываются воспитанникам в той или иной степени при обсуждении результатов.

Этим коллективные творческие дела принципиально отличаются от остальных воспитательных мероприятий, где перед воспитанниками цели ставятся открыто.

Большинство детей стесняются творчества, и проявляться это может по-разному: дети отказываются от участия (не хочу, не умею, и наоборот – кривляются, прячутся за показной развязностью. Поэтому в коллективно-творческой деятельности существует правило: не говорить «… у тебя ничего не выйдет», но указать на ошибки (до выступления) и их исправить. «Не замечать» стеснения. Другое правило для руководителя – «видеть» и помнить незаметно.

Известно, что есть личности яркие и о них вспомнят не раз после дела, а есть те, о которых не помнят. Педагог должен специально наблюдать за такими детьми и после дела, когда все будут под впечатлениями, сказать, что понравилось в его работе. Так как работа проводится в коллективе, то ребята учатся считаться с мнением других.

Коллектив – это забота друг о друге. Конечно, важен личный пример педагога, иногда достаточно подсказать, что кому-то нужна помощь, можно даже обратиться к ребенку и попросить вроде как о помощи. Вам, скажем, объяснить что-либо или нужно подготовить сюрприз другим и т. д. Главное, чтобы тон просьбы не был назидательным.

Коллективно-творческая деятельность развивают способности детей и учат творчеству других. Коллективно-творческая деятельность должна быть познавательной (без новых знаний не может быть развития) и направленной только на самореализацию. Важно, что познание – не скучная лекция, а игра, соревнование.

Страницы: 1 2


Тонкости педагогики:

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru