Творческая самореализация детей и подростков средствами социально-культурной деятельности

Современная педагогика » Творческая самореализация детей и подростков средствами социально-культурной деятельности

Современные требования жизни таковы, что содержание общего образования не может ограничиться только школьным обучением, оно должно включить в себя еще и дополнительное образование, самообразование, социальное образование. Только интеграция этих видов образования сможет удовлетворить растущую потребность учащихся и воспитать из него свободную, самостоятельную, саморазвивающуюся, творческую личность.

Известно, что чем творчески активнее развивается ребенок, чем продуктивнее работает его мышление в разнообразных плоскостях и направления творческого мышления, тем продуктивнее, разносторонне развивается человек, формируется его личностное «Я».

В процессе творческой деятельности формируются важные личностные качества, которые позволяют физически и духовно раскрепощать детей и подростков, что приводит к максимальной самореализации ребенка, формированию свободы детского восприятия и мышления. Можно спорить о правомерности и границах социокультурного пространства на воспитание детей подростков, но вряд ли ныне следует сомневаться, что управлять поведением и деятельностью подрастающего поколения в его свободное время нельзя. Общество призвано создавать условия для удовлетворения и дальнейшего возвышения реально проявляемых интересов и потребностей детей и подростков.

Стимулом для творческого развития подрастающего поколения, расцвета их способностей, расширения диапазона интересов, гуманизации мыслей, чувств и поступков, созидательной активности является досуг и, в частности, досуговые объединения, где процесс формирования и развития индивида не ограничивается «социальным заказом», а осуществляется на основе потребностей и мотивов поведения.

Степень изученности проблемы

Вопросы о творческой самореализации детей и подростков в условиях социально-культурной деятельности привлекали внимание ученых в течение многих лет.

Философский и культурологический аспекты понимания проблемы творчества широко изучались как русским, так и зарубежными исследователями: Н.А. Бердяев, В.Н. Вернадский, А.А. Потребни, В.И. Соловьев, И.А. Ильин, С.О. Грузенберг, П.К. Эггельмейер и многие другие.

Значительный вклад в разработку проблемы творческих способностей внесли физиологи и психологи двадцатого века: В.М. Бехтерев, Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин, Я.А. Пономарев и другие.

Концептуальные основы культурологического аспекта развития творческой самореализации содержат работы: А.И. Арнольдова, Ю.П. Азарова, А.С. Каргина, Н.К. Баклановой, Л.В. Даниловой, А.Д. Жаркова, В.С. Кузина, Ю.А. Стрельцова, Т.Я. Якубовской и других.

Цель исследования – обосновать роль социально-культурной деятельности в творческой самореализации детей и подростков.

Задачи исследования:

1. Изучить сущность и особенности творческой самореализации детей и подростков в современном обществе;

2. Охарактеризовать факторы, влияющие на развитие творческой самореализации подрастающего поколения;

3. Изучить условия развития творческой самореализации детей и подростков в общеобразовательной школе с использованием средств социально-культурной деятельности;

4. Обосновать использование разнообразия форм и методов социально-культурной деятельности для развития творческих способностей детей и подростков;

5. Проанализировать результаты социологического исследования по изучению развития творческой самореализации детей (на примере Малетинской МОУ СОШ).

Объект исследования - дети и подростки.

Предмет исследования - процесс развития творческой самореализации детей и подростков средствами социально-культурной деятельности.

Гипотеза исследования: творческая самореализация детей и подростков будет развиваться успешнее при условии, если:

- будут созданы условия для реализации способностей и интересов детей и подростков в учреждениях социально-культурной сферы;

-будут учитываться возрастные психические новообразования, способствующие творческой самореализации ребенка.

Эффективность организации внеучебной деятельности в общеобразовательной школе значительно возрастет, при условии создания социально-педагогической целесообразной личностно-развивающей среды, направленной на развитие творческого потенциала детей.

Методы исследования: изучение специальной литературе по проблеме исследования, наблюдения, беседы, анкетирование.

База исследования - Малетинская МОУ СОШ с. Малета Забайкальского края.

Методологической основой исследования явились взгляды ученых, рассматривающие педагогические феномены «внеклассная» и «внешкольная» работа, в том числе К.Н. Вентцеля, создавшего своеобразную модель учреждения дополнительного образования, основным предназначением которого была организация жизнедеятельности ребенка в пространстве культуры, С.Т. Шацкого, уделявшего внимание созданию «особой детской среды» в воспитании и развитии личности, Е.Н. Медынского, разработавшего теорию внешкольного образования.

Заслуживают пристального внимания воспитательные системы созданные Я. Корчаком, И.Г. Песталоцци, В.А. Сухомлинским, А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинским и другими.

Научная новизна исследования и практическая значимость состоит в том, что в процессе изучения проблемы, мы рассмотрели «детское творчество» с позиции разных ученых; изучили содержание дополнительного образования детей как практико-ориентированную и творческо-преобразующую деятельность; обосновали сущность средств социально-культурной деятельности, используемых для развития творческого потенциала детей; разработали программу социологического исследования, проанализировали социологическое исследование по изучению развития творческой самореализации детей (на примере Малетинской МОУ СОШ).

Структура работы - введение, две главы, заключение, библиография, глоссарий.

Положения, выносимые на защиту:

1. Детское творчество – это вид деятельности, который осуществляется и развивается на основе и благодаря социальной и личной значимости, наличии проблемной ситуации или творческой задачи в деятельности стимулирующей интеллектуальную активность, а также наличию субъективных (личностных качеств – знаний, умений, положительной мотивации, творческих способностей личности) предпосылок для творчества.

2. Важным для детей и подростков является их социокультурное пространство, их включение в процесс творчества.


Тонкости педагогики:

Различные методические подходы к формированию табличных навыков сложения и вычитания с точки зрения возможностей непроизвольной памяти
Современный урок математики – это урок с гибкой структурой позволяющий педагогу реагировать на ситуации, возникающие на предыдущих уроках, и даже менять в допустимых пределах план отдельного урока в соответствии с обстоятельствами. Учитель при этом должен быть хорошо знаком с содержанием всего преп ...

Музыкальная культура: понятие, структура, содержание
Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется и спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Б.М. Теплов называл музыку «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием», «моделью человеческих эмоций»: она ...

Разработка теории творческого коллектива в трудах отечественных педагогов
С первых лет создания советской школы одной из центральных ее задач было создание самодеятельного сплоченного коллектива школьников. В «Основных принципах единой трудовой школы» подчеркивалось, что «в воспитании самой прекрасной задачей является создание школьного коллектива, спаянного радостным и ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru