Сущность и особенности творческой самореализации детей и подростков в современном обществе

Современная педагогика » Творческая самореализация детей и подростков средствами социально-культурной деятельности » Сущность и особенности творческой самореализации детей и подростков в современном обществе

Страница 1

Особенности проявлений детского и подросткового возраста определяются конкретными социальными обстоятельствами и, прежде всего, изменением места ребенка в обществе, когда подросток субъективно вступает в новые отношения с миром взрослых, что составляет новое содержание его сознания, формируя такое психологическое новообразование этого возраста, как самосознание.

Характерной чертой самосознания является проявление у подростка способности и потребности познать самого себя как личность, с ее специфическими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению и саморазвитию.

Творческое самоосуществление личности подростка – актуализация генетически запрограммированных задатков, а также реализация сформированных в процессе социальной деятельности способностей как нельзя лучше протекают в досуговое время, сущностью которого является свободная творческая деятельность. Досуг для детей и подростков – это сфера, в которой, выступая в новых ролях, отличных от семейных и школьных, они особенно остро и полнокровно раскрывают свои естественные потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении. Таким образом, детскому досугу свойственна самореализационная функция.

Самореализация, или самоосуществление, самоактуализация – это цель и результат процесса формирования личности и, одновременно, критерий его успешности. Однако и здесь – в определении успешности процесса воспитания личности – пространство интерпретаций едва ли не бесконечно. Так, по словам Ж.-Ж. Руссо, кто умеет лучше всех выносить блага и бедствия этой жизни, тот и воспитан лучше всех. Вероятно, как преемников такого прочтения цели воспитания можно рассматривать современных авторов концепции «воспитания жизнеспособного поколения» (направленность на выносливость, на отстаивание себя ради выживания).

Шмаков С. подчеркивал, что человек исчезает в самоутверждении, в самодовольстве, а потому «жертва есть путь реализации личности». Такое видение еще недавно если не полностью исключалось из пространства социологического сознания, то допускалось в него как некая религиозно-философская мифологема. За ней признавалась (более или менее) функция создания «одушевляющего антуража», «рамок социальных приличий», которыми назойливые фундаменталисты от морали пытаются ограничить «нормальных» людей, «естественно» стремящихся к индивидуальному успеху.

Стремление к творческой самореализации и максимальному проявлению уникальных личностных качеств заложено в человеке самой природой, оно является побудительным мотивом любой деятельности.

Потребность в самореализации – стремление к счастью; желание использовать весь свой потенциал, все возможности, полученные природой и приобретенные в опыте, чтобы достичь своих целей, сделать то, к чему чувствуешь предназначение; стать тем, кем хочешь. Реализуя себя, свои стремления, используя свои возможности, строя свою жизнь, человек растет, развивается, строит свою личность.

В силу объективных причин (жесткого учебного плана) сегодня наиболее благоприятные условия для раскрытия и развития творческого потенциала личности школьника предоставляются при проведении внеклассной работы. Различные формы регулярной внеклассной (например, клубы, студии, кружки) - это «полигон для испытаний» различных возможностей ребенка, своеобразный социально-психологический тренинг, постоянный, новый опыт, расширение представлений о себе и других людях, прекрасная возможность творческой самореализации личности. Известна нелюбовь детей ко всякого рода «обязаловке», поэтому максимально должны быть использованы возможности выбора и «свободы передвижения» ребенка в организации внеклассной работы. Принцип добровольности, пожалуй, самое важное условие успешной самореализации ребенка в творческой деятельности.

Второе условие - это осознавание педагогом мотива, который привел ребенка в клубы, студию и т.д. Изучив личностные мотивы всех участников группы, педагог формулирует значимую и эмоционально наполненную, общую для всех участников группы цель. Это может быть создание какого-либо общего «творческого продукта» (спектакля, журнала, экспонатов для выставки и т.д.), выбор которого зависит от возрастных и психологических особенностей, увлечений участников группы. Педагогу необходимо помнить, что решение о конечном творческом результате - это момент «доброй воли». Предложение может исходить и от самих детей, и от педагога, но оно должно быть обсуждено и принято всеми участниками группы (можно убедить или увлечь, нельзя просто навязать).

Третье условие - создание образовательной среды (окружающей обстановки и психологической атмосферы), наилучшим образом способствующей организации той деятельности, которую сам ребенок оценивает как полезную и интересную.

Страницы: 1 2


Тонкости педагогики:

Создание презентации с помощью Мастера автосодержания
После щелчка на пиктограмме PowerPoint в панели Microsoft Office появляется главное окно программы и диалоговое окно Полезный совет, содержащее информацию, которая поможет нам в дальнейшей работе над презентацией. Нажав в этом окне кнопку Следующий, можно прочитать следующий совет, а нажав кнопку О ...

Отношение к патриотическому воспитанию в России и Америке
Слова "патриот", "патриотизм" на всех европейских языках звучат схоже и основой для них являются греческие: patriotes – соотечественник и patris – родина. Для всех, живущих на земле, эти слова означают привязанность и любовь к месту жительства или к месту своего рождения, к свое ...

Пересмотр устава 1863 года, утверждение устава 1884 года
Новый устав 1884 года был принят без предварительного одобрения Государственным советом, многие члены которого выступили с серьезными возражениями. Утвержденный императором устав обезглавил университеты. Что же представлял новый устав? В чем его коренные отличия от Устава 1863 г.? Как он был воспри ...

Разделы сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru