Сущность и особенности творческой самореализации детей и подростков в современном обществе

Современная педагогика » Творческая самореализация детей и подростков средствами социально-культурной деятельности » Сущность и особенности творческой самореализации детей и подростков в современном обществе

Страница 2

Организация такой деятельности, по мнению автора, должна базироваться на гуманистических принципах психологии и педагогики. Важно, чтобы школьник чувствовал себя в студии в условиях «психологической безопасности».

Физическая среда (организация пространства) очень важна. Для многих видов занятий необходима возможность свободно лежать, сидеть, передвигаться в помещении. Не следует жалеть времени на «обживание» пространства; чем больше энергии будет затрачено на обустройство помещения в соответствии со вкусами участников группы, тем комфортнее будет детям в таком помещении. Обстановка обязательно должна быть неформальной, не похожей на обычное классное помещение.

Дети 7-13 лет крайне чувствительны к оценке окружающими их деятельности, поэтому занятия необходимо организовать таким образом, чтобы у каждого участника группы была возможность, с одной стороны, выделиться, а с другой стороны, при желании оставаться в «толпе» (при этом исключен неуспех). Внутри группы нежелательно явное соревнование отдельных участников, но командное - вполне возможно. Перед началом занятий должны быть выработаны и приняты участниками именно этой группы правила общения, например, такие, как свобода самовыражения и самореализации.

Ключевым моментом организации успешной творческой деятельности детей и подростков, на наш взгляд, является наличие определенных стимулов. Их можно разделить на 2 вида. Первый вид – «задачи престижа», высказывания педагога перед началом занятий о тех новых возможностях, которые дают занятия в студии, либо в кружке. Ребенок должен хорошо осознавать, какое новое умение он приобретет в результате выполнения творческих заданий. Перед началом любой деятельности необходима раскачка интеллектуально-творческих механизмов личности. Короткие задания эвристического типа помогают включить внимание и воображение ребенка. Иногда дети сами предлагают подобного рода задания, так образуется «фонд обмена», который постоянно пополняется находками детей.

Стимулы второй группы - это различного рода ограничения, «вызовы ситуации», создающие особое напряжение, необходимое для проявления творческого начала в человеке. Мастерство преподавателя, его профессиональный и педагогический опыт помогут выбрать оптимальные ограничения для каждого задания. На наш взгляд, наиболее продуктивны ограничения формы: можно ограничить время выполнения задания, используемый материал, способы выражения. Не должно быть ограничений в содержании, так как психологическая доминанта момента (настроение или переживание ребенка) может неожиданно выразиться при выполнении задания. При этом каждое из творческих заданий станет для растущего человека «шагом к себе», деятельностью, дающей ребенку материал для открытия и проверки своих возможностей и способностей, самотестирования.

Соблюдение названных выше условий поможет педагогу организовать такую деятельность, которая позволит каждому учащемуся не просто раскрыть свои творческие возможности, но и сделать мощный рывок в личностном росте, приобрести новый опыт в понимании себя и окружающего мира.

Важная педагогическая задача – это развитие личности, способной к творческой самореализации.

Мы все хотели бы, чтобы наши дети добились успехов в жизни, проявили свои таланты и совершенствовали их. Тем не менее, мы часто встречаем талантливых, творческих людей, которые так и не смогли полноценно использовать свои возможности, и людей со средними способностями, но с огромной верой в себя и высокой работоспособностью, добившихся значительных результатов в жизни.

Учитель или окружающая культура не создают человека. Они не рождают в нем способности любить или быть любопытным, философствовать или творить. Скорее, они дают возможность, благоприятствуют, побуждают, помогают тому, что существует в зародыше, стать реальным и актуальным. Последние в наших силах, и мы должны всемерно помогать растущей личности раскрыть, развить свои способности.

Согласно теории А. Маслоу, после удовлетворения определенного уровня потребностей человек поднимается на следующий, более высокий уровень. За физиологическими потребностями (пить, есть, спать и т.п.), без удовлетворения которых ничто другое невозможно, следует потребность в защищенности (обеспечить завтрашний день и т.д.); ее удовлетворение создает возможность для развития потребности в хорошем отношении (быть любимым, принятым в определенном обществе, принадлежать к группе, в которой с тобой считаются, и т.д.).

Если потребности этих трех категорий удовлетворяются, то у человека появляется основа для развития самоуважения и становления как творческой личности. Он может достичь стадии самореализации.

Ж. Годфруа считает, что по данному пути может пройти лишь малая часть людей, 90% человечества, по его мнению, останавливается на уровне защищенности и хорошего отношения, поглощающего всю их энергию. Ж. Годфруа пишет, что «только общество, в котором все равны и структура которого благоприятствует полному развитию каждого, способно обеспечить возможность полной самореализации наибольшему числу его членов».

Страницы: 1 2 


Тонкости педагогики:

Рекомендации педагогам по работе с гиперактивными детьми
Введите знаковую систему оценивания. Хорошее поведение и успехи в учёбе вознаграждайте. Не жалейте устно похвалить ребёнка, если он успешно справился даже с небольшим заданием. Изменяйте режим урока— устраивайте минутки активного отдыха с лёгкими физическими упражнениями и релаксацией. В классе жел ...

Понятие «развивающая среда», принципы организации предметно-развивающей среды
Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. Среда развития ребенка – это пространство его жизнедеятельности. Это те условия, в которых протекает его жизнь в дошкольном учреждении. Эти условия следует рассматривать как фундамент, на котором закладыв ...

Развитие и укрепление учебно-материальной базы школ: успехи и просчеты
Проблема укрепления учебно-материальной базы школ приобрела в 60–70-х гг., в условиях осуществления всеобщего среднего образования, большую актуальность, так как без ее успешного решения невозможно было далее расширять масштабы и повышать качество обучения и воспитания учащихся, совершенствовать пе ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru