Общие понятия о средствах обучения ОБЖ

Страница 1

Под средствами обучения в дидактике понимаются различные объекты, которые используются преподавателем и обучаемыми в процессе обучения, делая его более эффективным и позволяя прочнее усваивать больший объем учебного материала за меньшее время. В дидактике наиболее распространено деление средств обучения на материальные и идеальные.

К первым принято относить объекты, непосредственно воздействующие на органы чувств учащихся и тем самым облегчающие им процесс познания прямо и косвенно. Это в первую очередь учебная литература, дидактические материалы, таблицы, плакаты, модели и макеты, учебное оборудование и многое другое.

Ко вторым причисляют вербальные и символьные заменители материальных объектов, а также усвоенные знания, умения, социальный опыт, духовное и культурное наследие общества, т. е. все, что дает возможность обучаемому опосредованно познавать объективную действительность.

Материальные и идеальные средства обучения используются в совокупности, взаимно дополняя друг друга. Поэтому граница между ними часто бывает условной: материальный объект может быть описан словами, а мысль или образ могут быть переведены в материальную форму. При этом материальные средства обучения, как правило, возбуждают интерес, привлекают внимание и незаменимы при отработке практических действий, идеальные – помогают понять сущность процессов и явлений, запомнить, а затем описать и объяснить их, постичь логику рассуждений, выработать культуру речи, развить интеллект.

Средства обучения, будучи неразрывно связаны с методами обучения служат повышению эффективности учебной работы учащихся, активизируют мыслительную деятельность на всех этапах обучения, позволяют наблюдать и изучать процессы, явления, делиться впечатлениями. Средства обучения и методы обучения находятся в тесной взаимосвязи между собой. Большая часть средств обучения может использоваться с различными методами обучения, но имеются и средства обучения, которые применяются с конкретными методами обучения.

В процессе обучения средства обучения выполняют познавательную, формирующую и дидактическую функции.

Познавательная функция проявляется в том, что средства обучения обеспечивают более полную и точную передачу информации об изучаемом процессе, явлении, событии, позволяют рассматривать учебный материал, делая акцент на наиболее важных и существенных сторонах, выделяя в нужный момент самый важный в дидактическом плане аспект. Они служат чувственному и непосредственному восприятию действительности, помогают удовлетворять и развивать познавательные интересы обучаемых.

Формирующая функция заключается в том, что средства обучения дают возможность создавать у учащихся устойчивый познавательный интерес, стимулировать учебную деятельность обучаемых в нужном направлении, помогать путем целенаправленного и разностороннего воздействия на личность с гуманистических позиций развитию творческих способностей, нравственно-эстетических взглядов и убеждений, прививать навыки индивидуальной трудовой и общественной деятельности, помогать правильному физическому и эмоциональному развитию, т. е. формировать личность, соответствующую требованиям, предъявляемым современным обществом в этой образовательной области.

Дидактическая функция проявляет себя огромным обучающим потенциалом, сосредоточенным в средствах обучения, которые по своей сути являются источником знаний и умений. Средства обучения не просто механически воспроизводят изучаемые явление или процесс, а делают их более наглядными и доступными для восприятия обучаемыми, т. е. превращают их в учебный материал. Их использование позволяет сделать процесс обучения более эффективным и интенсивным и, что самое важное, делает его для преподавателя эффективным средством для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. Большую роль средства обучения играют и на этапах закрепления, повторения учебного материала, при контроле качества знаний. Особенностью использования средств обучения в курсе ОБЖ является то обстоятельство, что без их применения провести большинство занятий просто не представляется возможным.

Не следует, однако, забывать и об обратной стороне применения средств обучения: перегрузка учебного процесса разнообразными средствами обучения приводит к снижению качества познавательной деятельности, особенно на занятиях, где они появляются впервые, из-за отвлечения внимания учащихся на второстепенные детали. Это не означает отказ от широкого применения средств обучения на занятиях, речь идет об их рациональном использовании, прежде всего о постепенном привыкании учеников к ним.

Страницы: 1 2


Тонкости педагогики:

Регионоведение как наука. Интеграция регионоведения в обучение иностранному языку
Овладев определённым объёмом знаний о культуре и истории родной страны и страны изучаемого языка на раннем этапе обучения иностранному языку и тем самым повысив свою коммуникативную и лингвострановедческую компетенцию, ученики средних классов и старшеклассники готовы к ознакомлению с культурой и ис ...

Использование разнообразия форм и методов социально-культурной деятельности для развития творческих способностей детей и подростков
Роль социально - культурной деятельности как способ реализаций творческих возможностей детей и подростков разнообразна. Назначение социально-культурной деятельности в самом широком смысле, в том, что она выполняет прогрессивную функцию всестороннего развития личности, прививает навыки и умения, нак ...

Интонационные средства
Интонация – это сложный комплекс элементов, таких, как интенсивность. Методика, логическое ударение, пауза, темп, тембр, диапазонная полоса и эмфатическая долгота. Они входят в понятие «интонация», поэтому ставить эти элементы в один рад с термином «интонация» нельзя. Произнося фразу, мы используем ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru