Научно-теоретическое обоснование методики констатирующего эксперимента

Страница 1

Проблема формирования словаря у дошкольников с ОНР занимает одно из важных мест в современной логопедии, а вопрос о состоянии лексики при различных речевых нарушениях и о методике её формирования и развития является особо актуальным. Формирование словарного запаса имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребенка, так как слово, его значение являются средством не только речи, но и мышления. https://beit-grand.odessa.ua/tancevalnye-studii/kontemporari/

Словарный запас дошкольников с ОНР характеризуется рядом особенностей, таких, как: ограниченность лексики; резкое расхождение объема активного и пассивного словаря; неточное употребление слов; многочисленные вербальные парафразии; несформированность семантических полей; дисгармоничное развитие морфологической и синтаксической систем языка; затруднения в выборе грамматических средств для выражения мыслей; морфологические аграмматизмы (Гончарова В.А. Поварова И.А. ). [10]

В работах Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т. Б Филичевой [15] подчеркивается, что у детей с ОНР различного генеза отмечается ограниченный словарный запас. Характерным признаком для этой группы детей является значительные индивидуальные различия, которые во многом обусловлены различным патогенезом.

Одно из выраженных особенностей речи детей с ОНР является более значительное, чем в норме, расхождение в объеме пассивного и активного словаря. Дошкольники с ОНР понимают значение многих слов; объем их пассивного словаря близок к норме. Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения (Спирова Л.Ф., Ястребова А.В.) [35].

Бедность словаря проявляется в названии ягод, цветов, диких животных, птиц, инструментов, профессий, частей тела и лица. В глагольном словаре преобладают слова, обозначающие ежедневные бытовые действия. Трудно усваиваются слова обобщенного значения и слова, обозначающие оценку, состояния, качества и признак предмета. Слова употребляются неточно, в более широком или более узком понимании значений. Нарушения актуализации словаря проявляются в искажениях звуковой структуры слова. Отмечается задержка формирования семантических полей (Волосовец Т.В.). [5]

Для детей с ОНР характерной является вариативность лексических замен, что свидетельствует большей сохранности слухового контроля, чем произносительных, кинестетических образов слов. На основе слуховых образов слов ребенок пытается воспроизвести правильный вариант звучания слова.

У детей с ОНР, в отличие от нормы, процесс поиска слова осуществляется очень медленно, развернуто, недостаточно автоматизировано. Вербальные парафазии обусловлены недостаточной сформированностью семантических полей, структуры одного семантического поля, выделения его ядра и периферии.

Нарушения актуализации словаря дошкольников у детей с ОНР проявляются в искажениях звуковой структуры слова. Нарушения развития лексики проявляются и в более позднем формировании лексической системности, организации семантических полей, качественном своеобразии этих процессов (Лопатина Л.В., Серебрякова Н. В). [27]

Несформированность лексической системности и семантических полей, трудности актуализации лексики, неточность словаря у детей с ОНР препятствуют нормальному протеканию процесса обучения грамоте, усвоения грамматики в школе. В связи с этим необходимо целенаправленная работа по организации семантических полей, по формированию лексической системности у детей с ОНР ещё в дошкольном возрасте. (Парамонова Л.Г., Серебрякова Н. В.) [31]

Для определения степени сформированности и соответствия с возрастными нормами лексических средств языка используется специальный набор приёмов. Наиболее простым приемом является называние предметов, действий, качеств по специально подобранным картинкам. При своей простоте он позволяет выявить возможности ребенка соотнесенности предметного изображения с соответствующим ему словом. С помощью этого приема выявляется знание ребенка слов, имеющих конкретное значение.

Для самостоятельного называния подбираются картинки, содержащие предметы, действия, качества, встречающиеся в обиходе часто и сравнительно редко, но в большинстве случаев известные детям. Кроме того, в наборе наглядного материала представлены изображения целого предмета и его частей, а также картинки, названия которых отличаются фонетической и семантической близостью (Парамонова Л.Г., Серебрякова Н. В.). [31]

При обследовании логопед выявляет объем речевых навыков, сопоставляет его с возрастными нормативами, с уровнем психического развития, определяет соотношение дефекта и компенсаторного фона, речевой и познавательной активности.

Страницы: 1 2


Тонкости педагогики:

Диагностика воспитания детей в опекунских семьях с религиозно-сектантскими установками
1. Опросник "Отношение приемных родителей к субъектам педагогической деятельности" (Е. Клепцова). На вопросы родители-опекуны отвечали вместе. Результаты опросника мы оформили в таблице 1. Таблица 1 Семья опекунов Средний балл 1. Семья Соболевых 13 2. Семья Корзун 10 3. Семья Золотаревых ...

Роль иллюстрационного материала на уроках биологии
В процессе познания окружающей действительности, в процессе обучения участвуют все органы чувств человека. Поэтому принцип наглядности выражает необходимость формирования у учащихся представлений и понятий на основе всех чувственных восприятий предметов и явлений. Однако пропускная способность у ор ...

Чтение как вид речевой деятельности
Чтение входит в сферу коммуникативно – общественной деятельности людей и обеспечивает в ней письменную форму вербального общения[10]. Оно занимает одно из главных мест по использованию, важности и доступности. Согласно Роговой Г.В. и Верещагиной И.Н., чтение имеет следующую структуру: мотив, цель, ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru