Условия формирования трудолюбия в семье

Страница 1

Ребенок воспитывается многими обстоятельствами. Но эффективное воспитание возможно, когда воздействие обстоятельств будут управляемы. Из всех влияний наиболее значимыми оказываются семейные.

С момента рождения ребенок находится в контакте с родителями. Из социальной психологии известно, что ранние воздействия родителей сказываются на всем последующем развитии человека. Но с поступлением в школу семейное воспитание не теряет своего значения. Оно теперь дополняет школьное, расширяет его, так как касается таких сторон, которые невозможно затронуть в школе.

Например, воспитание положительного отношения к труду и привитие соответствующих навыков возможно только в семейных условиях.

Идеалом семейного воспитания является разностороннее воспитание детей. Семья, будучи первой воспитательной средой, в жизни ребенка, принимает на себя основной труд, обеспечивая тот или иной уровень развития. Исследования свидетельствуют, что в семье создаются наиболее благоприятные возможности для воспитания трудолюбия у младших школьников, для развития его физических качеств. (11, с.49).

Для развития у ребенка позитивного образа «Я» значительными является чувства собственного достоинства, гордости. Их становление зависит от условий жизни и воспитания, прежде всего в семье. Поддерживать достоинство ребенка, укреплять его хорошее мнение о себе – это удается сделать в тех семьях, где ребенка включают в различные виды деятельности, помогают видеть свои достижения. Возникшее чувство гордости за хорошо выполненное поручение побуждает младшего школьника к новым « победам». Необходимо включить его в общие семейные дела: вместе накрыть на стол, испечь печенье, полить грядку с огурцами, комнатные цветы и т.д. У ребенка потребность в такого рода деятельности очень велика.

Вопрос «Мама (папа), можно я тебе помогу?» звучит постоянно. Важно, чтобы ребенок чувствовал себя полноценным участником совместного труда с взрослыми. Но, к сожалению, часто в домашнем воспитании родители, считая младшего школьника маленьким для серьезного полезного труда, пускаются на разные «хитрости». Например, мама печет пироги, и ребенку дает кусочек теста и предлагает делать с ним, что ему хочется, у нее нет времени и это вместо того, чтобы научить свое дитя раскатать комочек теста, положить на серединку ложку фарша, защипать края и испечь пирожок. (11,с.122). В условиях семьи трудовые обязанности детей могут быть очень разнообразны, по сравнению с детским садом. Родители имеют возможность вводить своих детей в обычные домашние дела, как в глубокую и содержательную реальность. Дети охотно ухаживают за посевами, посадками, животными, собирают урожай, учатся вязать, шить, ремонтировать свою одежду, бытовые приборы, готовить еду, наводить и поддерживать порядок в окружающей обстановке и т.п.

Ценно то, что ребенок очень рано начинает понимать, что он трудится для других, делает нечто приятное близким и любимым людям. В этом состоит особенность мотивации детского труда в семье. Начиная уже с 3-4 лет у ребенка дома должны быть постоянные обязанности. Обязанности детей младшего школьного возраста более расширены: они могут ухаживать за своей одеждой, обувью, убирать постель, участвовать в приготовлении пищи, кормить птиц и т.д. Все это, с одной стороны, реальная основа для укрепления чувства собственного достоинства, гордости, с другой – закладывать первые «кирпичики» трудолюбия. Дальнейшее развитие этого качества будет зависеть от трудовой атмосферы семьи, от ее трудовых традиций. (11,с.123).

Страницы: 1 2 3


Тонкости педагогики:

Средства выразительности устной речи
Педагог должен хорошо владеть технической стороной речи, т.е. дыханием, голосом, дикцией, соблюдением орфоэпических норм. От этого зависит правильное, выразительное чтение. Техника речи: М.А. Рыбникова писала, что в системе работы над выразительным чтением необходимо выделить время для специальных ...

Способности и одаренность в младшем школьном возрасте
Всем приходилось слышать о вундеркиндах, еще в дошкольные годы поражающих своими удивительными способностями. Но как они проявляют себя в дальнейшем? С одной стороны, многие выдающиеся люди уже в детстве блистали незаурядными способностями. Но, с другой стороны, выдающиеся умственные проявления реб ...

Теоретическое обоснование и принципы логопедического воздействия
При устранении нарушений письменной речи у школьников с интеллектуальной недостаточностью необходимо учитывать особенности высшей нервной деятельности, психопатологические особенности детей. В связи с этим коррекция нарушений чтения и письма в коррекционной школе должна быть тесно связана с развити ...

Разделы сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru