Средства выразительности устной речи

Педагог должен хорошо владеть технической стороной речи, т.е. дыханием, голосом, дикцией, соблюдением орфоэпических норм. От этого зависит правильное, выразительное чтение.

Техника речи: М.А. Рыбникова писала, что в системе работы над выразительным чтением необходимо выделить время для специальных занятий техникой произношения. В технику речи входят дыхание, голос, дикция, орфоэпия:

Дыхание: должно быть свободное, глубокое, частое, незаметное, автоматически подчиненное воле чтеца. Безусловно, умение правильно пользоваться дыханием во многом определяет способность управлять голосом.

Голос: большое значение имеет для выразительного чтения имеет звонкий, приятного тембра, гибкий, достаточно громкий, послушный голос. Оптимальным является голос средней силы и высоты, так как его легко можно понизить и повысить, сделать тихим и громким. Одной из главных задач в постановке голоса является умение пользоваться так называемой атакой звука, чтобы на основе правильного дыхания добиться свободного, ненапряженного звучания. Атака звука – это способ смыкания голосовых связок в момент перехода от дыхательного положения к речевому. Голос имеет особые свойства: силу, высоту, длительность, полетность, качество. Эти свойства голоса, собственно, и являются условием выразительности речи.

Дикция: одно из важнейших качеств речи преподавателя. Поэтому работу над дикцией рекомендуется начинать с артикуляционной гимнастики, позволяющей сознательно управлять нужными группами мышц. Дикция – четкое произношение звуков речи, соответствующее фонетической норме данного языка.

Орфоэпия: неправильные ударение в словах, фонетические отклонение от общепринятых норм произношения являются грубыми нарушениями правильности речи, без которой невозможна выразительность речи. Орфоэпия устанавливает нормы литературного произношения.

Учителю очень важно знать средства выразительности устной речи и свободно владеть ими. С их помощью педагог передает суть произведения.


Тонкости педагогики:

Содержание понятия, «культура общения». Правила культуры общения
Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Культура общения предпол ...

Принципы здоровьесберегающих технологий
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Основной показатель, ...

Организация образовательной формы
Базовым процессом в Интенсивной Школе Развития является решение особого типа задачи (в данном тексте Задачи с заглавной буквы). На последней прошедшей Школе базовая Задача имела следующую формулировку: «Описать образ жизни такой, что каждая жизненная ситуация имеет шанс стать произведением искусств ...

Разделы сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru