Сегодня обычные детские сады работают по двум программам — «Дитина» и «Малятко». Последняя разрабатывалась Институтом психологии. Ее основной принцип — не учить и воспитывать, а развивать заложенное в ребенке природой, помогая ему познавать окружающую действительность через то, что ему близко.
Занятия предполагают групповой и индивидуальный подход. Если кто-то из детей не хочет в это время резать, лепить, рисовать, его никто не заставляет. Он может просто поиграть.
Программа «Малятко» построена на игровых принципах. Играя друг с другом, дети постигают мир взрослых, его ценности и культуру, осваивают социальные роли и модели поведения. В игре ребенок отображает значимые для него события и факты, примеряя их на себя и приобретая бесценный опыт взаимодействия с окружающими людьми.
Государственным стандартом дошкольного образования является Базовый компонент дошкольного образования. Это сводка норм и положений, которые определяют государственные требования к уровню образованности и воспитанности детей дошкольного возраста. Он определяет суммарный конечный показатель компетентности ребенка на время ее выхода из дошкольного возраста и вступления в школу; обеспечивает единство образовательно-воспитательного пространства, является основой для создания базовой и вариантных программ.
Работа детского дошкольного заведения осуществляется на основе программы воспитания и учебы — государственного документа, который определяет цели, задание и содержание работы с детьми с учетом их вековых и индивидуальных особенностей. Научно, методически обґрунтована программа призвана синтезировать историческое достояние, новые достижения теории и практики дошкольного образования, актуальные общественные требования к ней, отвечать особенностям познавательной деятельности детей, обеспечивать их гармоничное развитие.
В современной Украине дошкольные заведения имеют право самостоятельно избирать программу воспитания детей из комплекса вариантных программ, утвержденных Министерством образования и науки Украины, а также разрабатывать и внедрять собственные. В последние годы научные коллективы создали ряд современных программ.
«Малятко». Авторами ее являются научные работники Института педагогики, Института психологии Академии педагогических наук Украины, педагогических университетов Украины. Эта программа утверждена коллегией Министерства образования Украины в 1991 г. (второе издание — 1999 p.). Она определяет задание и содержание воспитания и учебы детей в возрасте от двух до семи лет. В ней впервые реализованы принципы демократизации педагогического процесса, гуманизации содержания и методов учебы и воспитания детей в дошкольном заведении. Ориентирует на расширение круга представлений детей о культурных традициях украинского народа. Ознакомление их с окружающей средой начинается с ближайшего, самого родного окружения — семьи, родного дома, села или города. Приобщение к общечеловеческим ценностям происходит в процессе формирования у детей представлений о родителях, роде, родословной.
Учебно-воспитательный материал систематизирован за возрастными группами в разделах «Сенсорное воспитание», «Воспитываем здорового ребенка», «Игра», «Ребенок и окружающий мир», «Родная природа», «Мовленневе общение», «Художественная литература», «Интересная математика», «Изобразительное искусство», «Конструирование», «В мире музыки», «Труд». Благодаря этому воспитатели имеют возможность учесть не только возраст, но и уровень развития каждого ребенка, чтобы рационально дозировать материал.
Тонкости педагогики:
Сравнительный анализ УМК по английскому языку для 8 класса
средней школы
Нами были проанализированы следующие УМК: УМК по английскому языку “Happy English.ru” для 8 класса (авторы Кауфман М. и Кауфман К.); УМК по английскому языку “Happy English” для 8 класса (автор Клементьева Т.Б.). 1) Учебно-методический комплект “Happy English.ru” для 8 класса предлагает линию учебн ...
Разработка теории творческого коллектива в трудах отечественных педагогов
С первых лет создания советской школы одной из центральных ее задач было создание самодеятельного сплоченного коллектива школьников. В «Основных принципах единой трудовой школы» подчеркивалось, что «в воспитании самой прекрасной задачей является создание школьного коллектива, спаянного радостным и ...
Формирование нравственной культуры старшеклассников
с учётом возрастных особенностей
Процесс нравственного развития старших школьников носит личностно обусловленный характер. Не случайно ведущие исследователи содержания школьного воспитания указывают на необходимость учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, способствующих или, наоборот, негативно влияющих на формиро ...