Особенности методики использования рабочей тетради в работе на уроках теоретического обучения

Страница 1

Трудно сегодня сказать, где и когда были в учебных целях впервые применены рабочие тетради. Есть некоторые основания полагать, что первые рабочие тетради были изданы в последней четверти прошлого столетия в Австралии и использовались «бродячими» учителями в условиях малочисленности и рассеянности населения этой страны. В европейских странах первые рабочие тетради были, по-видимому, изданы в конце прошлого столетия, а начиная с двадцатых годов они широко распространились во многих странах мира.

Рабочие тетради прошли большой путь развития от примитивных комплектов контурных карт с однообразными заданиями графического характера и наборов упражнений по образцу до сложных современных дидактических пособий, обеспечивающих проведения широкого спектра форм и видов самостоятельной работы учащихся на основе научных достижений современной психологии и дидактики[12,с.37].

Первые рабочие тетради появились в России в 1913 году. Это были тетради по естествознанию (Е.Я. Гурвич, 1913) и географии (А. П. Нечаев, 1913). Последние получили особенно большое распространение. Они вызвали много подражаний и оттеснили широко распространенные в то время репетиционные (контурные) карты и атласы на второй план.

Сходными по своей структуре и содержанию были рабочие тетради и других авторов (С. Н. Соколов и Н. Бородин, 1913; Б. В. Игнатьев, 1914; А. А. Поляков, 1916; Д. А. Марков, 1916; Б. Е. Райков, 1917 и др.).

Дореволюционные издания рабочих тетрадей следует рассматривать как первые попытки реализовать идеи развития активности и самостоятельности учащихся в обучении. И хотя большая часть заданий в этих тетрадях носила отпечаток все еще господствовавшей тогда теории «наглядности», для них были разработаны и новые по своей направленности и целям задания. Они уже соответствовали современному пониманию задач и содержания самостоятельной работы учащихся в учебном процессе.

В довоенный период, как и в дореволюционный период, на первых порах господствовали тетради по географии. Позже, в конце двадцатых — начале тридцатых годов выпускались рабочие тетради и по некоторым другим предметам — геометрии (П. А. Карасев и П. И. Попов, 1926-а; 1926-6; 1928), природоведению (Б. В. Игнатьев, 1926-а; 1926-6; 1926-в и др.), краеведению (Ф. П. Новоселов, 1930-а, 1930-6 и др.), химии (В. Н. Верховский, 1930). Однако все эти тетради издавались небольшими тиражами и, конечно, доходили до незначительной части школьников.

К числу наиболее известных рабочих тетрадей тех лет по географии, выдержавшие несколько изданий, следует отнести серию тетрадей для самостоятельных работ А. П. Нечаева и Г. И. Иванова (1923-а, 1923-6, 1923-в, 1924) и тетради-атласы С. П. Бобина (1923-а, 1923-6; 1923-в, 1924, 1925-а, 1925-6, а также С. П. Бобин и др.).

Тетради А. П. Нечаева и Г. И. Иванова представляли собой значительно переработанные дореволюционные издания А. П. Нечаева. Г. И. Ивановым было введено много новых заданий в части составления диаграмм по приведенным данным. Первый выпуск тетради был дополнен многими познавательными задачами и по общему землеведению. Исправленные и дополненные тетради А. П. Нечаева и Г. И. Иванова внесли некоторый вклад в процесс совершенствования структуры и содержания рабочих тетрадей по географии. Однако педагоги и методисты сразу же после выхода в свет тетрадей справедливо отметили их главные недостатки. Ряд вновь включенных заданий оказался не по возрасту трудным. Одно из первых заданий в тетради первого выпуска, например, предлагало девятилетнему ребенку начертить на подоконнике своего окна направления сторон горизонта. Указания, каким образом следует это сделать, тетрадь не содержала. Некоторые задания выпадали из общей системы и отвлекали внимание учеников от основной темы.

Основные идеи серии «Тетрадей-атласов» С. П. Бобина сформулированы в пояснительном тексте к тетрадям по Азии, Африке и Северной Америке так: «Для приобретения прочных знаний в области географии недостаточно изучать учебник, слушать объяснения преподавателя и читать книги. Необходима самостоятельная проработка учащимися материала .», в ходе которой « .учащийся: 1) уясняет себе распределение различных географических явлений и научается понимать их; 2) приобретает навык устанавливать взаимоотношения между различными явлениями; 3) научается строить характеристику отдельных стран на основании изучаемого материала».

Оценивая довоенные рабочие тетради, следует положительно отметить разнообразие и жизненность их заданий. Все они требовали различных форм самостоятельной деятельности. Этим они выгодно отличались от дореволюционных рабочих тетрадей, характеризовавшихся шаблонностью своих заданий, что в конечном счете приводило к пассивному, механическому их выполнению, снижению интереса учащихся к самостоятельной работе.

Довоенные рабочие тетради отличались большим удельным весом «регистрирующих» заданий.

Рабочие тетради, которые стали издаваться с конца 50-х годов, коренным образом отличаются от довоенных. В их основу положены достижения психологии и дидактики, раскрывшие структуру формирования знаний и умений. По-новому были сформулированы цели обучения и образования. Вот почему в тетрадях на одно из первых мест выдвигалось умение самостоятельно приобретать знания.

Страницы: 1 2 3 4


Тонкости педагогики:

Опыт работы отечественных педагогов по совершенствованию навыков чтения младших школьников
Чтение в жизни каждого человека занимает важное место. Современный читатель в условиях господства телевидения, радио и кино не потерял интерес к чтению книг, способных обогатить внутренний мир человека, дать знания о жизни и окружающем мире, развить самостоятельность мышления и доставить читателю х ...

Задачи работы детского сада с семьей
1.Единство требований к ребенку в процессе воспитания Творческой личности; 2.Педагогическое просвящение родителей (через наглядные и словесные формы работы); 3.Изучение лучшего опыта семейного воспитания; 4.Ознакомление родителей с жизнью дошкольного учреждения. Современные проблемы взаимодействия ...

Первый опыт обучения младших школьников с компьютерной поддержкой. Обзор программ
Какие же цели должен ставить пропедевтический курс информатики? Мы считаем, что основной целью должно стать формирование «информационного» стиля мышления, который по образному выражению Ю.А. Шафрина должен сочетать аналитическое мышление математика, логическое мышление следователя, конкретное мышле ...

Разделы сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru