Особенности методики использования рабочей тетради в работе на уроках теоретического обучения

Страница 2

Среди экспериментальных рабочих тетрадей следует, в первую очередь, отметить серию тетрадей по русскому языку. Разработана она в Тюменском институте усовершенствования учителей под руководством Н. И. Тилюпо (1959—1961). Тетради содержат приведенные в определенную систему наборы упражнений, обеспечивающих сознательное усвоение грамматических понятий и правил правописания. Большая часть упражнений имеет пропуски. Ученики вписывают орфограммы, опущенные в соответствующих словах, или слова и словосочетания, содержащие соответствующие орфограммы. В тетради включены также специальные обобщающе-повторительные упражнения. Они обеспечивают непрерывную повторяемость учебного материала. Рабочие тетради применяются при изучении нового материала (письменные подготовительные упражнения) и при закреплении (тренировочные упражнения), и при повторении (повторительно-обобщающие упражнения).

Издавались рабочие тетради также по физике, истории.

Эти тетради содержали задания различного типа. Основное внимание уделялось формированию единичных понятий. Проверочные работы (словарные диктанты, задания на сравнение, работы по контурной карте) были нацелены, главным образом, на контроль качества их усвоения учащимися. Недостаток тетради — очень незначительное число заданий проблемного характера, интересные примеры которых разработал И. Я. Лернер (1968), а также недостаточное внимание к содержанию заданий с точки зрения их роли в научении учащихся приемам самостоятельной работы. Многие задания в то же время представляют собой такие вопросы на закрепление пройденного, которые больше подходят к методическому аппарату учебника[12,с.39].

В основном применяются рабочие тетради трех типов.

Первое место в порядке значимости принадлежит многоцелевым и комплексным тетрадям. В них входят и задания по формированию знаний, и задания по развитию различных умений, в особенности умений самостоятельно приобретать знания.

Второй тип рабочих тетрадей представляет собой дневники (вернее -трафарет дневника) по проведению опытов, наблюдений, практических работ.

Третий тип рабочих тетрадей образуют комбинированные пособия, несущие, помимо специфических для рабочей тетради функций, также и функции учебника (в них содержатся познавательные тексты).

На ближайшее время наиболее перспективны рабочие тетради первых двух типов. Комбинированные тетради из-за их чрезвычайного объема по экономическим соображениям могут успешно применяться разве только как экспериментальные материалы (разработка и опробование структуры и содержания новых школьных курсов). Некоторое значение комбинированные рабочие тетради могут иметь и при организации обучения факультативным предметам.

Большинство рабочих тетрадей рассчитано на среднего ученика.

Многоцелевые рабочие тетради — дидактическое средство, помогающее активизировать познавательную деятельность учащихся на основе их самостоятельной работы. Для практического применения наиболее удобны рабочие тетради, оформленные в виде сборников рабочих листов. Они вполне применимы и в функции текущей контрольной работы[12,с.42].

Таким образом, сфера использования тетрадей может быть значительно расширена. Такие дидактические средства избавляют учителя от многих организационных неувязок. В структуру рабочего листа должно входить такое контрольное задание (задания), результаты выполнения которого учащийся сможет оценить с достаточной объективностью самостоятельно.

Наряду с контрольными заданиями рабочие тетради должны содержать в виде приложения и контрольные работы, которые охватывают учебный материал за одну четверть в двух, трех или даже четырех вариантах.

Многоцелевые рабочие тетради не отрицают необходимости специализированных тетрадей для обучения письму, проведения экспериментов, опытов, наблюдений, практических и полевых работ и т. д.

Рабочие тетради должны рассматриваться как дидактическое приложение к учебнику и потому составляться в комплексе с учебником и научно-методическими руководствами для учителя.

Чтобы учитель мог успешно пользоваться рабочими тетрадями, он должен иметь соответствующие методические пособия с описаниями наиболее эффективных приемов их применения. Нужны соответствующие инструкции и для органов образования. Это поможет сформировать единые требования к применению рабочих тетрадей в учебном процессе.

В построении рабочих тетрадей немало альтернативных возможностей:

либо охватить весь учебный материал, предусмотренный программой, либо ограничиться избранными темами;

либо ориентироваться на «среднего» ученика, либо дифференцировать учебный материал (задания для индивидуализированного обучения);

либо ограничиться заданиями на закрепление и повторение, либо включать задания, обеспечивающие все виды дидактического назначения;

либо издавать рабочие тетради в виде брошюр, либо оформлять в виде наборов рабочих листов (или в виде тетрадей с отрывными листами);

либо ограничиться заданиями и упражнениями, либо предусмотреть возможность включения в рабочую тетрадь и учебных текстов, т. е. объединить функции рабочей тетради и учебника и т. д.[31,с.29].

Страницы: 1 2 3 4


Тонкости педагогики:

Определения уровня сформированности слоговой структуры
Инструкция: повтори слова, которые я назвала. Слова (Лены Ел) До обучения Динамика 1. Трехсложные слова из открытых слогов: охота, малина, панама, канава, минута, копыто, полено, монета, тополь, колено, пионы, калина Панама - панана Канава - кавата Копыто - пакито Монета - молета Лимоны - моли Пана ...

Сравнительный анализ УМК по английскому языку для 8 класса средней школы
Нами были проанализированы следующие УМК: УМК по английскому языку “Happy English.ru” для 8 класса (авторы Кауфман М. и Кауфман К.); УМК по английскому языку “Happy English” для 8 класса (автор Клементьева Т.Б.). 1) Учебно-методический комплект “Happy English.ru” для 8 класса предлагает линию учебн ...

Сущность и содержание ценностного отношения к здоровью и концепция его формирования
Для определения сущности и содержания ценностного отношения к здоровью необходимо уяснить значение следующих категорий и понятий: «ценность», «ценностная ориентация», «отношение», «ценностное отношение», «здоровый образ» и «стиль жизни», а также характерные особенности их взаимосвязи. Теория ценнос ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru